Свет в начале тоннеля: зафиксирован момент зарождения жизни

Человеческая жизнь начинается с «искры». Первый контакт сперматозоида с яйцеклеткой вызывает ее активирование, которое сопровождается выбросом наружу ионов цинка. Используя флуоресцентные метки, ученым удалось увидеть эту «первую вспышку жизни».
Свет в начале тоннеля: зафиксирован момент зарождения жизни

Ранее учёные уже наблюдали подобное явление у некоторых животных, но у человека оно было обнаружено впервые. Исследователи из Северо-западного университета в Чикаго заметили, что некоторые яйцеклетки светятся ярче, чем другие, тем самым показывая, что у них больший шанс на получение здорового ребёнка. В перспективе это открытие должно помочь врачам, занимающимся проблематикой искусственного оплодотворения, выбирать наиболее качественный репродуктивный материал.

«Мы обнаружили цинковое излучение у мышей всего пять лет назад, — говорит профессор Тереза Вудруфф, один из соавторов исследования, специалист в области биологии яичников, — и обнаружить его у человеческих яйцеклеток было поистине волнительно. Это означает, что если изучить излучение яйцеклетки в момент оплодотворения, можно сразу выявить максимально подходящие яйцеклетки для последующего искусственного оплодотворения. Это способ сортировки генетического материала, которого раньше не было». В настоящий момент около 50% оплодотворённых яйцеклеток не развиваются должным образом, и эксперты полагают, что проблема в ошибках генетического кода. Некоторые клиники делают видеозапись развития яйцеклетки для последующего анализа и выявления дефектов, в то время как другие делают проверку клеток на генетические мутации. Проблема в том, что это инвазивная процедура, в результате которой можно легко повредить хрупкую оболочку яйцеклетки. Поэтому чаще всего сотрудник клиники просто выбирает яйцеклетку, потому что она кажется ему более здоровой внешне. Теперь же благодаря обнаружению излучения на видеозаписи чётко видно, какая из оплодотворённых яйцеклеток лучше всего подходит для последующего развития.

«Это чрезвычайно важное открытие, поскольку оно может дать нам новый легкий и безопасный способ визуального выявления здоровья яйцеклетки и эмбриона для последующей имплантации, — говорит соавтор исследования доктор Ева Файнберг. — В настоящий момент не существует инструментов, которые могут определить, качественная ли яйцеклетка или нет. Зачастую мы не знаем, является ли яйцеклетка или эмбрион жизнеспособным, пока не наступает беременность. Вот почему наша работа является преобразующей. Если у нас есть возможность предварительного выбора качественной и здоровой яйцеклетки, то мы можем избавить нуждающихся в процедуре людей от большого количества переживаний и помочь им достигнуть желаемой беременности гораздо быстрее».