Вспышка на Солнце уничтожит все живое на Земле

Рассмотрев природу супервспышек солнцеподобных звезд, астрофизики разработали аналогичную модель для нашего Солнца. Если это произойдет, от человечества на Земле не останется и следа.

Научную работу проделала группа специалистов из Дании, Бельгии, Китая и Италии; ее результаты опубликованы в журнале Nature Communications.

Как поясняют ученые, Земля постоянно подвергается «бомбардировке» со стороны Солнца: при столкновении энергичных частиц плазменного слоя с верхней атмосферой происходит возбуждение входящих в ее состав атомов и молекул газов. Результат этого процесса мы видим как полярное сияние.

В числе мощнейших за всю историю наблюдений — геомагнитная буря 1859 года, ставшая следствием рекордно высокой солнечной активности. С 28 августа по 2 сентября на Солнце наблюдались многочисленные пятна и вспышки; наибольшая произошла 1 сентября. Она вызвала крупный корональный выброс массы, который устремился к Земле и достиг ее через 18 часов (обычно это расстояние проходится выбросом за 3?4 дня). Сильнейшая геомагнитная буря привела к отказу телеграфных систем в Европе и Северной Америке, а полярные сияния наблюдались по всему миру, включая Карибы.

О еще одной сверхмощной вспышке на Солнце, произошедшей в 774 году, ученые узнали, определив количество радиоактивного углерода-14 в годичных кольцах японских кедров. Оказалось, что на Солнце тогда выделилось около 200 йоттоджоулей (2x10 в 26 степени) энергии. Таким образом, эта вспышка оказалась в 20 раз мощнее геомагнитной бури 1859 года. Солнечный шторм такого порядка сегодня привел бы к техногическому коллапсу на Земле. Помимо остановки работы всей электроники на поверхности планеты и околоземных спутниках, еще одним последствием подобного катаклизма стало бы истончение озонового слоя.

И хотя при этих и подобных мощных вспышках Солнце выбрасывает в окружающее пространство огромное количество энергии — это не идет ни в какое сравнение с деятельностью других звезд: мощность их вспышек превышает солнечные в десятки тысяч раз. Астрофизики изучили активность 5648 солнцеподобных небесных тел. Супервспышки были зарегистрированы у 48 из этого числа, при этом 10% звезд имеют магнитное поле, практически идентичное солнечному. Это позволяет допустить, что вспышки на Солнце и супервспышки на других звездах имеют одну и ту же природу.

Таким образом, нельзя исключать того, что Солнце, подобно своим небесным «собратьям», однажды выпустит рекордно гигантское количество энергии, способное уничтожить на Земле все живое.