Как безвредные бактерии становятся смертельными

Ученые впервые сравнили все известные виды бактерий Leptospira: некоторые представители этого рода вызывают смертельно опасные заболевания у человека и домашних животных. Микробиологи выяснили, что именно делает бактерии вредоносными, сообщается в журнале PLOS Neglected Tropical Diseases.
Как безвредные бактерии становятся смертельными

Некоторые виды Leptospira не вызывают инфекций и питаются продуктами распада живых существ. У крыс и мышей они живут в почках. У коров, овец, свиней и лошадей лептоспиры иногда вызывают почечную недостаточность и остановку сердца, а также выкидыши. Что касается людей, то лептоспироз (болезнь свинопасов) приводит к симптомам, схожим с симптомами гриппа. В более тяжелых случаях микробы поражают почки, печень и центральную нервную систему. В год от этой болезни умирает до 60 тысяч человек.

Ученые выявили уникальные белки, характерные для патогенных видов Leptospira. Это открытие поможет разработать вакцину от лептоспироза. Кроме того, был обнаружен уникальный механизм защиты микроба: он синтезирует сиаловую кислоту, которая позволяет скрываться внутри организма от клеток иммунной системы. Далее, опасные виды бактерии в ходе эволюции научились синтезировать витамин B12 из одного-единственного прекурсора (аминокислоты).

Наконец, у патогенных видов нашли генетический механизм CRISPR-Cas, который в последнее время активно применяется для редактирования генома. СRISPR-Cas дал лептоспирам повышенную устойчивость к вторжению чужеродных генетических элементов, подчеркивают ученые.