Секс не нужен: ген, включающий асексуальное размножение

Когда сперма и яйцеклетка сливаются, начинается новая жизнь. Так происходит размножение у людей, животных и даже растений. Но все не так просто. Оказывается, в организме растений, даже тех, что размножаются половым путем, есть ген, который может легко запустить процесс размножения без оплодотворения.

Биологи профессор Ральф Рески из Фрайбурга и профессор Нир Охад из Тель-Авива открыли такой ген во мхе Physcomitrella patens, который обычно размножается стандартным половым способом. Исследователи предполагают, что этот механизм сохранен эволюцией и содержит в себе ответ на фундаментальные вопросы биологии. Исследование опубликовано в журнале Nature Plants.

«Как люди и животные, мхи обладают яйцеклетками и подвижной спермой. Именно поэтому они так подходят для ответов на фундаментальные вопросы биологии», — говорит Рески. В своей статье ученые описывают ген BELL1, который является главным регулятором для формирования эмбрионов и их развития в Physcomitrella. После того как исследователи активировали этот ген в растениях с помощью генетической инженерии, эмбрионы начали развиваться спонтанно на клетках специфического типа. Эти эмбрионы полностью развились во вполне функциональные спорофиты. Такие капсулы могут даже сами формировать споры, создавая новый мох.

Такие же гомеотические гены как BELL1 существуют у людей и животных, где они также контролируют ключевые процессы развития. Пока неизвестно, не выполняет ли аналог BELL1 у людей такую же функцию, как у мхов, и возможно ли (что самое парадоксальное) также запустить асексуальное размножение у человека. Рески говорит: «С одной стороны, эти гены могут объяснить, как водоросли превратились в наземные растения, и таким образом создали современную экосистему. С другой, они могут помочь вновь поднять вопрос мастер-регуляторов в развитии растений, животных и людей».