Загадочная тихоходка: 10 фактов о животных, которые могут жить во льду, в огне и в радиации

Как говорится, тише едешь — дальше будешь! Тихоходка — уникальное животное, известное тем, что способно выживать буквально в любых условиях.

Кто такие тихоходки

Тихоходки (Тardigradа) — это микроскопические существа, которые по праву можно назвать самыми живучими животными: считается, что они переживут любой апокалипсис, который уничтожит человечество. Это животное может почти 30 лет находиться под водой при температуре −20 °C, почти два года – в жидком кислороде при −193°C, годами способно жить без еды и воды, вполне комфортно чувствует себя в открытом космосе и хорошо переносит воздействие радиации.

У тихоходок восемь ног, немного похожих на лапы медведя. Поэтому их также называют Водяными Медведями. Но наиболее популярное свое прозвище они получили из-за своей скорости, поскольку ходят они действительно очень медленно -  2-3 мм в час. Они относятся к числу самых маленьких животных с ногами, и наконец они – одни из немногих животных с мягкими телами, которые вообще способны ходить.

Факты о тихоходках

Этому крошечному животному нипочем жара в 150 градусов Цельсия и абсолютный холод с температурой минус 273 градусов Цельсия, давление 6000 атмосфер и радиация в 500 тысяч рентген (в то время как для человека смертельная доза всего 500 рентген). Тихоходки способны голодать десятилетиями, но самый поразительный их «трюк» — умение 100 лет жить без воды.

И хотя тихоходки были открыты еще в XVIII веке, но до сих пор ученые не могут разгадать механизм их феноменальной живучести. Это настоящие экстремалы, по сравнению с которыми даже очень приспособленные к разным невзгодам тараканы кажутся простыми смертными. Тем не менее, какие-то догадки у исследователей все равно имеются.

Так специалистам удалось выяснить, что, попадая в неблагоприятные условия, тихоходки быстро впадают в глубокую спячку, практически полностью отключив метаболизм и остановив все процессы жизнедеятельности. К примеру, ученые достаточно подробно изучили, как выживает животное при полном обезвоживании. Оказалось, что задействована сложная система, в которой участвуют многие молекулярные компоненты. В частности, хотя тихоходка спит, но ее организм вырабатывает вещество дисахарид, которое и защищает клетки от разрушения.

А еще больше фактов об удивительных тихоходках, а также их фото под микроскопом вы сможете найти в нашей галерее: