Нейрологи создали компьютерную симуляцию участка крысиного мозга с помощью суперкомпьютера. Она представляет собой симуляцию 31 000 клетки головного мозга, которые связаны между собой 37 миллионами синапсов, и это самая сложная модель мозга в мире.
Самая сложная компьютерная модель головного мозга
Markram et al/Cell
Визуализация нейронов симуляции крысиного мозга

Результаты исследования опубликованы вчера в журнале Cell. Модель можно исследовать самому онлайн. Это первый большой успех вызывающего немало споров проекта Blue Brain, запущенного еще в 2005 году, чья главная цель — создать компьютерную симуляцию человеческого мозга. Тем не менее, притязания исследователей не поддержали большинство ученых-нейрологов, и последние результаты их тоже не убеждают.

Проект Blue Brain, возглавляемый нейробиологом Генри Маркрэмом, надеется создать полную симуляцию человеческого мозга путем инкорпорирования информации о трехмерной форме нейрона, а также его биологических и электрических свойствах. На данный момент ученые создали электронную копию небольшого участка соматосенсорной коры крысиного мозга — той области, которая получает осязаемую информацию, когда усы крысы и другие части ее тела чего-то касаются.

Маркрэм полагает, что такая симуляция позволит лучше изучить то, как работает головной мозг, и позволит ставить эксперименты с помощью манипуляций нейронами в симуляции, а не в реальности.

Тем не менее, проект подвергается усиленной критике со стороны научного сообщества, и немало нейрологов скептически относится к возможностям данной симуляции. Они утверждают, что компьютерный мозг, созданный под руководством проекта, не предоставит никакой информации, которой не могли бы дать более абстрактные симуляции, требующие гораздо меньших вычислительных мощностей и ресурсов.

Сейчас симуляции этого небольшого участка крысиного мозга требует от суперкомпьютера около миллиарда вычислений каждые 25 микросекунд, а симуляция человеческого мозга потребует в миллиард раз больше вычислений, чем сейчас, говорит сам Маркрэм журналу Nature. Несмотря на всю критику со стороны научного сообщества, Маркрэм по‑прежнему намерен добиваться своей цели. «Это большой вызов для суперкомпьютеров, но мы работаем в тесном сотрудничестве с IBM, чтобы улучшить технологию».