Как восстановить сердце после инфаркта

Международная группа ученых создала технологию восстановления сердечной ткани после инфаркта: для этого будут использоваться заживляющие пластыри.

Перенесенный инфаркт приводит к некрозу тканей: кардиомиоциты (клетки сердечной мышцы) погибают от повреждений, вызванных гипоксией. Ткань не имеет возможности восстановиться, в результате чего происходит ее рубцевание, а это ослабляет работу сердца. Способа эффективной регенерации кардиомиоцитов до сих пор не существовало, но задачу удалось решить медикам из Стэнфордского университета (США) при поддержке коллег из ряда других стран.

Ранее на опытах с рыбами выяснилось, что эпикард — наружная оболочка сердца — самостоятельно способен регенерировать клетки сердечной мышцы. По результатам изучения эпикарда млекопитающих ученые нашли в нем белок фоллистатина-1 (FSTL1), ответственный за этот процесс. На основе FSTL1 и бесклеточного коллагена была создана «заплатка», которую протестировали на мышах и свиньях.

Животные перенесли экспериментальную форму инфаркта, а затем белковый пластырь помогал их сердцам восстанавливаться. У всех подопытных были отмечены высокие показатели регенерации кардиомиоцитов. Ученые добавляют, что благодаря использованию бесклеточного коллагена в организм не «внедряются» чужеродные клетки, что позволит пациенту избежать приема иммунодепрессантов.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature; на людях испытания планируется провести в 2017 году.