Члены международной экспедиции обнаружили минеральные останки древнейших позвоночных животных возрастом более 500 миллионов лет.

Саргылана Яковлева
Останки относятся к периоду между докембрийской и кембрийской эрами. Внешне эти окаменелости напоминают фрагменты раковин улиток.
Саргылана Яковлева
Участники экспедиции Мао Ян Жу и Андрей Журавлев показывают найденные останки.

Экспедиция в Усть-Майский район в Якутии увенчалась сенсационной находкой. Обнаруженные вблизи того места, где река Мая сливается с Юдомой, останки относятся к периоду между докембрийской и кембрийской эрами. Внешне эти окаменелости напоминают фрагменты раковин улиток.

«Во время конца докембрийского интервала и в начале кембрийского, Якутия и вся Сибирь составляла отдельный континент, который находился примерно в экваториальной зоне, — поясняет участник экспедиции Андрей Юрьевич Журавлев, доктор биологических наук и научный редактор «National Geographic Россия». — Здесь были мелководные карбонатные моря, глубоководные бассейны. Видимо, эта географическая и климатическая ситуация позволила именно здесь появиться этим скелетным минеральным организмам».

Есть большая вероятность, что в последующем это открытие прольет свет на эволюцию позвоночных. «Если это действительно древнейшие окаменелости в мире, то эти образцы — сокровища планетарного масштаба. Они очень ценны для науки и смогут изменить наше представление об эволюции животных на земле», — рассказывает профессор Мао Ян Жу, участник экспедиции и член Китайской академии наук из Нанкинского института геологии и палеонтологии.

Дальнейшая работа будет проходить в МГУ, Эдинбургском университете и Нанкинском институте палеонтологии Китайской академии наук. Функции каждого института будут четко разделены. Продолжение исследований зависит от финансирования. Останки животных кембрийского периода сохранились только в Китае, Канаде и России.