Новая технология похудения: метаболический выключатель набора веса

Исследователи из Массачусетского технологического института и Гарвардской медицинской школы открыли новый способ, контролирующий человеческий метаболизм и указывающий адипоцитам, или жировым клеткам, когда запасать, а когда сжигать жир.
Новая технология похудения: метаболический выключатель набора веса
Shutterstock

Ученые выяснили, что все дело в генах IRX3 и IRX5, которые контролируют процесс термогенеза, при котором жиры разлагаются и вырабатывается тепло. Обычно процесс термогенеза активируется при упражнениях, диете или минусовой температуре, но в некоторых случаях его активация сильно затруднена.

Исследования показывают, что генетическая разница в один нуклеотид может привести к ожирению или чрезмерному весу. У индивидуумов, находящихся в группе риска, в нуклеотидном основании тимин заменен цитозином, который запускает действие IRX3 и IRX5. Те в свою очередь отключают процесс термогенеза, что приводит к накоплению липидов и со временем к ожирению. Изменив этот нуклеотид с помощью системы CRISPR/Cas9 — технологии, которая позволяет делать точечные изменения в последовательности ДНК — ученые могут заменить цитозин на тимин и таким образом отключить IRX3 и IRX5, восстановить термогенез до безопасного уровня и снизить накопление липидов.

Подавление действий гена IRX3 у мышей привели к значительным изменениям энергетического баланса тела, снижению веса и всех главных жировых запасов, а также к резистентности организма по отношению к диетам с высоким содержанием жиров.