Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) выяснили, что легендарная компьютерная игра «Тетрис» служит отличным средством профилактики развития посттравматического стрессового расстройства.

Посттравматическим стрессовым расстройством называют тяжелое психическое состояние, которое возникает в результате психотравмирующей ситуации, например, автокатастрофы, тяжелой физической травмы, насилия либо угрозы смерти. При этом возникает группа характерных психопатологических переживаний, из-за которых высокий уровень тревожности сохраняется, как правило, более месяца после психологической травмы.

Чтобы проверить, как «Тетрис» влияет на навязчивые воспоминания о травмирующем событии, группе из 56 человек предложили просмотреть видеозаписи различных стрессовых ситуаций. Спустя день испытуемым снова показали отдельные кадры из тех же роликов, чтобы оживить воспоминания, затем половина группы провела 12 минут за игрой в «Тетрис», а вторую половину оставили без дела. Через неделю ученые с помощью опросников выявили, что у первой группы, которая упражнялась с «Тетрисом», воспоминания о просмотренных остросюжетных видео возникали на 51% реже, чем у тех, кого оставили бездельничать.

Очевидно, такой эффект обусловлен тем, что «Тетрис» требует от мозга постоянной обработки зрительной информации, что создает своего рода «когнитивную блокаду». В результате человек помнит о произошедшем и может подробно описать, что случилось, однако навязчивые образы трагедии подсознательно посещают его гораздо реже. Теперь ученые проверяют лечебный эффект «Тетриса» на пациентах, пострадавших в автомобильных авариях и планируют выяснить длительность и частоту необходимых для профилактики посттравматического синдрома сеансов игры.