Высоцкий, Клуни и Rammstein. Какие имена дают астероидам

Астрономам известны сотни тысяч астероидов, и еще более миллиона до сих пор не открыты. В будущем, возможно, человечество столкнется с проблемой выбора для них интересного имени: практически все известные деятели уже имеют «свой» астероид.

Самый первый в истонии астрономии астероид, Церера, был обнаружен итальянцем Джузеппе Пиацци в 1801 году. В последующие несколько лет список пополнили Паллада, Юнона и Веста, а затем этот процесс пошел уже безостановочно. Первоначально астероидам давали имена героев римской и греческой мифологии; позднее открыватели могли называть их по желанию: например, своим именем.

Получить имя может не любой астероид, а лишь тот, орбита которого более или менее надежно вычислена. До этого времени астероид заносится в реестр с временным названием, включающим год его открытия. Сейчас орбиты вычислены для 422 636 астероидов из числа открытых, но официально утвержденные наименования имеет лишь 19 000 из них.

Остальные ждут своей очереди; нередко это происходит спустя десятки лет. Так, лишь на днях свое имя появилось у открытого в 1988 году астероида: его было решено назвать его в честь умершего в 2015 году актера Леонарда Нимоя, сыгравшего в культовом телесериале «Звездный путь».

Это далеко не первый случай выбора имени актера для астероида: по орбите вокруг Солнца уже двигаются 3768 Monroe (в честь Мэрилин Монро), 4238 Audrey (Одри Хепберн), 12818 Tomhanks (Том Хэнкс), 17062 Bardot (Брижит Бардо), 22903 Georgeclooney (Джордж Клуни), 78453 Bullock (Сандра Буллок) и множество других небесных тел, увековечивающих память звезд экрана.

Не забыты и режиссеры (262876 Davidlynch, 28600 Georgelucas, 25930 Spielberg), и спортсмены — в том числе российские (10675 Kharlamov, 90414 Karpov, 1909 Alekhin). Среди музыкантов и композиторов такую честь заслужили Александра Пахмутова, Владимир Высоцкий, группа Beatles вся целиком — и еще каждый ее участник по-отдельности; Фрэнк Синатра, Элвис Пресли, Ванесса Мэй, Rammstein, Rolling Stones и многие другие представители шоу-бизнеса.

Астероиды называют именами астрономов и финансистов, писателей и ученых, историков и путешественников, литературных и мифологических персонажей... И несмотря на десятки тысяч уже существующих названий, впереди у человечества — гораздо более масштабный труд. На настоящий момент в базе данных насчитывается 670 474 объекта; при этом предполагается, что в Солнечной системе может находиться от 1,1 до 1,9 миллиона небесных тел, имеющих размеры более 1 километра. Открыв их и определив затем орбиту, астрономы будут ломать голову в поиске «свободного» имени.