Летающий био-компас

Американские ученые обнаружили, что бабочки-монархи (Danaus plexippus) чувствуют магнитное поле Земли: эта способность помогает им преодолевать огромные расстояния в верном направлении.
Летающий био-компас

Каждую осень миллионы бабочек-монархов пролетают порядка 3200 км от места своего размножения на востоке США к месту зимовки в центральной Мексике.

Ученые из Медицинской школы Массачусетского университета и Вустерского политехнического института выяснили, что лететь верным курсом насекомым помогает в том числе биокомпас, расположенный в их усиках.

В основном монархи ориентируются по солнечному свету. Ученые захотели узнать, каким образом бабочкам удается определять правильное направление в пасмурную погоду, когда солнце полностью скрыто густыми облаками.

Первый вывод, сделанный исследователями — монархи действительно могут ориентироваться на магнитное поле Земли. Известно, что подобной «навигацией» пользуются более сложные организмы — перелетные птицы и морские черепахи. При этом оказалось, что у бабочек-монархов — светозависимый магнитный компас, исправно работающий лишь при ультрафиолетовом свете с длиной волн 380−420 нм.

В дальнейшем ученые планируют исследовать молекулярные и генетические механизмы навигации у бабочек-монархов.