Срочно в больницу! Разбираемся, как работает экстренная медицина в Москве и за рубежом

Мегаполис – пространство возможностей. Образование и лечение, наука и искусство, спорт, работа и отдых в большом городе привлекают миллионы людей. Однако любой крупный город – это не только шанс построить карьеру, получить престижный диплом, сходить на выставку или концерт. Жизнь миллионов людей на ограниченной территории сопряжена с опасностью стресса, болезней, аварий, несчастных случаев и даже терактов. А защита жизни и здоровья горожан в критических ситуациях – задача экстренной медицины. Как действуют современные медики в условиях, когда каждая секунда на счету?
Срочно в больницу! Разбираемся, как работает экстренная медицина в Москве и за рубежом
Флагманский центр ГБК №15 им. О.М. Филатова

От чего зависит спасение

Чтобы шансы на успех у врачей были наилучшими, пострадавшего надо срочно доставить в ближайшую клинику с необходимым оборудованием. Чтобы пациентом занялись сразу же, больница не должна быть перегружена. Клинику надо предупредить заранее, чтобы к прибытию больного все было готово: специалисты, диагностическая аппаратура, операционная, койко-место. Затем быстро диагностировать проблему, определить степень тяжести – и оказать необходимую помощь.

Заметьте, каждое из этих требований – отдельная задача, для решения которой необходимы инновационные методы и технологии. К примеру, даже сирена и мигалка не гарантируют быстрого передвижения в мегаполисе: час пик и пробки на дорогах отменить невозможно. Поэтому в самых экстренных случаях используют санитарную авиацию. Так поступают во всем мире.

На спасении пострадавших при недавнем теракте в подмосковном «Крокус Сити холле» работали три санитарных вертолета, оборудованных аппаратурой для реанимации. И летали они, не глуша двигателей, из рейса в рейс.

Где лечить, что лечить, кому лечить

Когда пациент доставлен в больницу – обычно с предварительным диагнозом, поставленным врачом скорой, в дело вступает отделение неотложной помощи. За рубежом лучшим оборудованием и самыми широкими возможностями обладают, как правило, частные клиники.

Флагманский центр ГКБ им. В.В. Вересаева

Для современного отделения ургентной помощи обязательно наличие сложной диагностической аппаратуры – компьютерных и магнитно-резонансных томографов, ангиографов с 3D-моделированием. Используются цифровые системы учета и контроля состояния пациентов, электронный документооборот и мобильные приложения, которые хранят информацию о пациенте и обеспечивают мгновенный доступ к ней.

Флагманский центр ГКБ им. В.В. Вересаева

Правда, услуги таких клиник дороги, а пропускная способность не всегда велика. Отделения неотложки в лучших больницах Германии, Италии и Франции принимают от 40 до 200 человек в сутки, при этом пациент может находиться там от 4 до 72 часов. Длительное пребывание в отделении ургентной помощи – способ сэкономить, поскольку обходится дешевле госпитализации. За трое суток большую часть пациентов успевают «долечить» до выписки, не передавая больнице.

Флагманский центр ГКБ им. В.В. Вересаева

В наиболее загруженных больницах США, Израиля, Индии пропускная способность выше: там в сутки могут принять от 400 до 600 человек. Такая скорость работы с пациентами требует уже не только опытных врачей и дорогостоящего оборудования. На первый план выдвигаются грамотная организация процесса и взаимодействие всего персонала.

Четыре цвета экстренной медицины

Самое главное здесь – быстрое распределение пациентов по степени тяжести, так называемый триаж (от французского triage – сортировка). Внедрением триажа медицина обязана основоположнику русской военно-полевой хирургии Н. И. Пирогову. Неудивительно: в условиях боевых действий вся полевая медицина по сути ургентна. Ее задача – распределить ресурсы так, чтобы срочную помощь получили те, кто ждать не может – ничем не отличается от задач экстренной медицины в огромном городе.

И сейчас один из важнейших инструментов ургентной медицины — триажная шкала. Это сортировочный алгоритм, который определяет срочность лечебно-диагностических мероприятий исходя из состояния пациента. Таких шкал в мировой практике несколько, но по сути все они близки.

Флагманский центр ГБК им. С.П. Боткина

В России относительно недавно внедрена шкала, по которой состоянию пациента присваивается одна из четырех градаций тяжести с цветовым кодом:

  • зеленым,
  • желтым,
  • оранжевым,
  • или красным.

В соответствии с ней пациенты из приемной распределяются по трем отделениям, тоже с цветовым кодированием: «зеленое» для легких, «желтое» – для случаев средней и «оранжевой» тяжести и «красное» – для тяжелых.

Первое из «красных» отделений – обычно противошоковое: там пациентам проводят такие срочные процедуры, как массаж сердца, искусственное дыхание, различные впрыскивания. Реанимационные и операционные – это, как правило, уже второй уровень спасения.

Московский подход: с опорой на образец

Показателен пример Москвы – самой большой европейской столицы. С населением свыше 13 000 000 человек Москва входит в число двадцати пяти крупнейших городов мира. Неудивительно, что каждый день в угрожающей жизни и здоровью ситуации здесь оказывается более десяти тысяч человек. В городе круглосуточно дежурит свыше тысячи бригад скорой помощи, ежегодно совершая более четырех миллионов выездов на вызов.

60% всех пациентов городских больниц составляют экстренно поступившие. Это более миллиона пациентов в год: очевидно, что в мегаполисе ургентная медицина играет важнейшую роль.

Изучив зарубежный опыт, в столице решили радикально поднять скорость и качество неотложной помощи. Были построены флагманские центры ургентной помощи, которые стали основой для внедрения нового стандарта.

Флагманский центр ГБК №15 им. О.М. Филатова

Флагманский центр – это «больница в больнице», способная оказывать скорую и неотложную помощь по полному циклу и в очень сжатые сроки. В течение года были открыты четыре таких центра:

  1. На базе больницы им. В. В. Вересаева,
  2. В НИИ СП им. Н. В. Склифосовского,
  3. ГКБ им. С. П. Боткина,
  4. ГКБ № 15 им. О. М. Филатова.

Строительство еще двух, в ГКБ им. В. М. Буянова и ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова, завершается.

Уже из названия «флагманские» ясно, что этим центрам отведена роль инструмента освоения передовых технологий и приемов работы. Для них выстроили отдельные здания, их оснастили лучшей медтехникой и тщательно обучили персонал. Например, в Боткинской больнице флагманский центр экстренной медицины – это семиэтажный корпус с вертолетной площадкой.

Установка диагноза и определение тактики ведения 70% пациентов занимает не более двух часов с момента поступления. Пациент находится здесь не дольше 24 часов: его либо выписывают, либо госпитализируют в профильный стационар. Такой центр способен принимать до трехсот пациентов в сутки.

Но интересно, что эффективность этих образцовых клиник не самоцель. По сути, сеть флагманских центров стала стартовой площадкой для трансформации всей столичной ургентной помощи. Ведь на их базе был отработан и подготовлен к внедрению новый стандарт экстренной помощи, на который уже в этом году должны перейти все взрослые многопрофильные больницы Москвы.

Флагманский центр ГБК им. С.П. Боткина

Столица снова поднимает планку: внедрение стандарта означает, что экстренную помощь одинаково высокого уровня смогут оказывать в любом многопрофильном стационаре. Конечно, «нефлагманам» придется сложнее: новых зданий у них не будет. Но капремонт приемных отделений, переоснащение их современной техникой и переобучение персонала по отработанным во флагманских центрах методикам и программам уже близятся к завершению.

Простые принципы сложной работы

За рубежом подходы к организации процессов разнятся. В Германии приемные зоны разделены по видам оказания экстренной помощи: хирургия, травматология, гинекология и пр. В американской модели работает принцип «один врач – один пациент»: все исследования и лечение назначает один специалист.

У нового московского стандарта базовые принципы иные: «все к пациенту», «командная работа» и «комфорт».

Маршрутизация происходит внутри одного помещения кратчайшими путями, а с пациентом работают сразу несколько специалистов: считается, что такая мультидиагностика точнее и быстрее. Вообще слово «быстрее» явно было для создателей московских центров ключевым: даже взятый у пациента материал для анализа тут же улетает в лабораторию по трубам пневмопочты. А среди операционных отделений есть гибридные, где с пациентом могут одновременно работать две бригады: одна, к примеру, занимается переломом шейки бедра, другая – сосудами сердца.

Флагманский центр ГБК им. С.П. Боткина

Но все это вещи логичные и, так сказать, внутримедицинские. Любопытно другое: в московских «приемниках» впервые стало комфортно не только пациентам, но и их родным. Ясная система навигации, зоны ожидания с зарядками, Wi-Fi и экранами с кодированной, понятной только своим информацией о пациентах, комнаты для общения родственников с врачами – все это тоже вошло в московский стандарт. А еще в штате есть психологи и социальные работники, которые помогают в сложных ситуациях – например, оставшимся без присмотра детям, пока мама в больнице.

Такая фокусировка на человеке со всеми его проблемами для нашего здравоохранения явно еще непривычна. Как и работа одной командой. Но разобщенность, будем надеяться, уходит в прошлое. По крайней мере все сотрудники центров экстренной помощи обучены принципам командного взаимодействия, и слов «это не мой пациент» от здешних врачей не услышишь.

Флагманский центр ГБК №15 им. О.М. Филатова

Цифровая интеграция и электронная помощь

Использование электронных систем учета и контроля состояния пациентов – главный, но не единственный «цифровой» тренд. Например, в тель-авивском медцентре «Сураски» есть стойка цифровой регистрации для самостоятельного распределения некритичных пациентов. Пациенты сами сканируют свои удостоверения личности, измеряют давление и другие параметры, а затем в компьютеризированной системе больницы открывается история болезни и руководство к дальнейшим действиям.

Имеются в Израиле клиники, где в приемных отделениях используется электронная навигационная система, а найти дорогу пациентам помогают роботы. Однако для зарубежных информационных систем характерен и серьезный недостаток: в основном они локальны и не интегрируются друг с другом.

Флагманский центр ГБК им. С.П. Боткина

В московских центрах цифровизация тоже занимает самое почетное место. При поступлении пациента на большую сенсорную панель (как например в Боткинской больнице) в приемном отделении выводится вся информация о его состоянии. Градации тяжести после замеров температуры, давления, пульса и кислорода в крови на приеме предварительно присваивает компьютерная программа (хотя окончательное решение принимает все-таки врач). Пациент получает браслет с QR-кодом, открывающим доступ к истории болезни и назначениям: у каждой медсестры для него есть сканер, а у врача – планшет. Кстати, равномерно распределяются по клиникам пациенты тоже благодаря «цифре» – через единую диспетчерскую скорой.

А в трех столичных больницах уже тестируются те самые помощники-роботы. Робокошки, как их прозвали за характерные «ушки» и «глаза», обучены доставлять еду и медицинские принадлежности, провожать пациентов до лифта и в комнату отдыха, а попутно давать советы, как сохранить здоровье.

Но главное отличие московских технологий от западных в том, что все стационары, скорая помощь, центр критических состояний и амбулаторный блок Москвы связаны друг с другом. Их объединяет информационная система ЕМИАС и электронные медкарты, которые автоматически создаются в ней при любом обращении в столичную систему здравоохранения: многие москвичи зарегистрировались в системе, например, во время пандемии COVID-19.

Флагманский центр ГКБ им. В.В. Вересаева

В какую бы больницу ни попал человек, информация из его медкарты сразу оказывается доступной врачам системы экстренной помощи. А через мобильное приложение «ЕМИАС.Инфо» – и самому пациенту, который может поделиться ей с родными или другими врачами. За рубежом о такой степени цифровизации и интеграции медицинских данных могут лишь мечтать.

Приходится признать: столица сумела не только внедрить последние достижения в области неотложной помощи, а пошла дальше и уже сама устанавливает тренды. Да, в отдельных частных клиниках за рубежом качество неотложной помощи очень высокое – как, впрочем, и ее стоимость для пациента. Москва же защищает своих жителей и гостей бесплатно, гарантируя экстренную медпомощь высочайшего уровня практически в любой из крупных городских больниц.

Остается лишь пожелать, чтобы необходимость спасения из беды возникала у людей как можно реже.