Агрессивный рак легких можно диагностировать по анализу крови

Ученые из Института изучения рака при Манчестерском университете продемонстрировали, что образец крови больного раком легких можно использовать для мониторинга заболевания и прогнозирования реакции на лечение.
Агрессивный рак легких можно диагностировать по анализу крови

Мелкоклеточный рак легких — агрессивное заболевание с низким процентом выживаемости, новые методы лечения которого более чем необходимы. Во многих случаях опухоль является неоперабельной, что затрудняет проведение биопсии, поэтому в распоряжении онкологов оказывается слишком мало клеточных образцов для изучения заболевания.

Ученые видят потенциал в использовании для этих целей циркулирующих опухолевых клеток (ЦОК). Эти клетки, оторвавшиеся от опухоли и циркулирующие в крови пациента позволяют исследовать болезнь минимально инвазивным способом.

Исследователи обнаружили, что в образцах крови пациентов с мелкоклеточным раком легких содержится гораздо больше ЦОК, чем в крови больных другими видами рака. Важно и то, что концентрация ЦОК в крови влияет на выживаемость: чем она ниже, тем дольше проживет заболевший.

По словам руководителя исследования профессора Кэролайн Дайв, сложности с доступом к образцам тканей опухоли — основной барьер на пути к полному пониманию биологии мелкоклеточного рака легких. «Жидкая биопсия» — простой неинвазивный метод, позволяющий изучить индивидуальную генетику опухоли. Это также дает возможность проследить реакцию пациента на терапию и разработать индивидуальный план лечения.

Кроме того, исследователи использовали циркулирующие опухолевые клетки для выращивания моделей опухолей у лабораторных мышей. Эти модели, названные ЦОК-производными эксплантатами, подвергли химиотерапии, аналогичной той, которую проходили больные мелкоклеточным раком легких. Модели у мышей реагировали на лечение точно так же, как и опухоли у пациентов-людей, из крови которых были взяты циркулирующие опухолевые клетки.

«Мы можем использовать эти модели, чтобы понять, почему так много больных мелкоклеточным раком легких приобретают устойчивость к химиотерапии, а затем найти и опробовать новые целевые методы лечения», — говорит профессор Дайв.

Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Medicine.