Самый древний палочник

Обнаружено самое древнее из известных насекомое-палочник, которое спасалось от хищников, имитируя части растений, еще 126 миллионов лет назад, во времена мелового периода.

Многие насекомые выработали защитные механизмы, позволяющие им маскироваться под различные объекты окружающей среды. Так, палочники убедительно мимикрируют под листья и ветки растений, но ученым мало известно об истоках этой способности из-за недостаточного количества данных об ископаемых предках этих насекомых.

Самые древние из этих «мастеров маскировки» были обнаружены во Внутренней Монголии, на территории бывшей провинции Жэхэ. Всего в руки исследователей попали останки трех представителей вида Cretophasmomima melanogramma — двух самцов и одной самки. Насекомые приспособились имитировать внешний вид растений, произраставших в той же местности.

Вероятно, крылья Cretophasmomima melanogramma, на которых можно увидеть длинные темные полосы, в состоянии покоя закрывали брюшко насекомого. Внешне крылья напоминают листья одного из родственников гингко, ископаемые останки которого встречаются в тех местах. Таким образом, первые черты внешнего строения, позволяющие насекомым имитировать части растений, сформировались еще в меловом периоде, хотя многие из свойственных более поздним видам особенностей в то время еще не проявились (например, изогнутые части передних лапок, позволяющие прятать голову). Новая находка ученых свидетельствует, что мимикрия под листья появилась раньше, чем мимикрия под ветки и кусочки коры. Толчком к формированию новых защитных функций, вероятно, послужило появление новых видов небольших насекомоядных птиц и млекопитающих.