Обсерватория BICEP2, расположенная на Южном полюсе Земли, зарегистрировала гравитационные волны, порожденные ускоренным расширением Вселенной в первые моменты её существования.

BICEP2
Гравитационные волны, проходящие через пространство, сжимают его в одном направлении и растягивают в другом.
Градиенты B-моды поляризации реликтового излучения — явное подтверждение существования гравитационных волн, порожденных инфляцией в первые доли секунды после Большого Взрыва

Астрофизикам удалось получить подтверждение того, что Вселенная претерпела чрезвычайно быстрое ускоренное расширение (инфляцию) на заре своего существования, в первые доли секунды после Большого Взрыва. Используя радиотелескоп, расположенных на Южном Полюсе, ученые зарегистрировали гравитационные волны — рябь пространства-времени, порожденную инфляцией 13,8 млрд лет назад.

Телескоп запечатлел «отпечаток» этих волн на момент, отстоящий от Большого Взрыва на 380 000 лет. Звезды к тому времени еще не сформировались, а материя была рассеяна по Вселенной в виде плазменного «бульона». «Отпечаток» гравитационных волн сохранился в виде картины поляризации космического микроволнового фонового излучения, также называемого «реликтовым».

В поляризации реликтового излучения можно выделить две составляющие: градиентную (E-моду), которая может возникать при взаимодействии реликтового излучения с плазмой, и роторную (B-моду), обусловленную гравитационными эффектами. E-моду относительно легко выявить, тогда как B-мода долгое время оставалась неуловимой из-за своей ничтожной амплитуды (около 0,1 мкК). Впервые зарегистрировать её удалось лишь в прошлом году. Однако записанный тогда слабый сигнал, возник, скорее всего, в результате гравитационного линзирования при прохождении реликтового излучения сквозь массивные галактики. А теперь ученым удалось зарегистрировать неожиданно сильный и хорошо заметный сигнал, порожденный, вероятно, гравитационными волнами.

То, что инфляция породила гравитационные волны, служит подтверждением теории о квантовой природе гравитации. Более того, открытие ученых является самым явным из полученных на сегодняшний день свидетельств того, что гравитационные волны вообще существуют.

По сообщению Nature News