Природа цифровой зависимости: почему мы не расстаемся с «онлайном» и можно ли с этим что-нибудь сделать?

За последние несколько десятилетий симбиоз человека и технологий если и не достиг апогея, то стал находиться в шаге от этого. Энтузиасты уже сегодня вживляют под кожу чипы и активно развивают виртуальную реальность — мир гаджетов и онлайна все глубже проникает в нашу жизнь. Разбираемся, почему техника стала источником новой зависимости и как этим управлять.
Природа цифровой зависимости: почему мы не расстаемся с «онлайном» и можно ли с этим что-нибудь сделать?

Откуда берется зависимость?

Наиболее продвинутые врачи и специалисты используют в контексте зависимости от смартфона и интернета термин «гаджет-аддикция». Ее природа близка к другим зависимостям человека — например, алкогольной или никотиновой.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сама природа зависимости от технологий понятна интуитивно: если человек на постоянной основе взаимодействует с чем-либо, мозг адаптируется к такому образу жизни. Можно вспомнить популярный лайфхак, который говорит, что для выработки привычки необходимо повторять одно и то же действие на протяжении 21 дня. Сама цифра от человека к человеку может разниться, но общая логика понятна: повторение обеспечивает привыкание.

В случае с гаджетами глобально речь идет даже не о соцсетях или конкретных приложениях — технологии в целом сделали жизнь удобнее. Сервисы по заказу такси, банковские клиенты, доставка продуктов и еды из ресторанов — когда все это годами находится в кармане, сложно перестроиться обратно и вернуться к аналоговой жизни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роль соцсетей в привыкании к технологиям

На тему взаимодействия человека со смартфоном существует масса исследований. И все они сходятся в том, что примерно 70-80% людей берут гаджет в руки в течение получаса после пробуждения. Едва ли такое поведение можно объяснить потребностью экстренно проверить баланс кредитной карты.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Социальные сети объединили в себе массу функций. В них мы общаемся с родственниками, друзьями и коллегами, узнаем новости о ближайшем круге знакомых и положении дел в мире. А еще самовыражаемся: контент в ленте не возникает сам по себе.

Все это завязано на системе подкрепления. Наш мозг за долгие годы эволюции выработал отличную стратегию выживания: физическая активность и достижение каких-либо целей вознаграждаются центрами мотивации. Главный в этой цепочке дофамин, в популярной литературе его еще называют гормоном радости и/или удовольствия.

Выброс дофамина — это поощрение за выполнение какой-либо задачи.

Проблема в том, что миллионы лет эволюция человека проходила в условиях, где гаджетов не было как факта. Поднялся по дереву за фруктом — получаешь дофамин, убежал от тигра — получаешь дофамин; система работает совершенно, когда человек функционирует в диких условиях. Но мир изменился, и сегодня просмотр ролика или прочтение комментария под постом также сопровождается поощрением.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более того, рассказ о себе и реакция на него других — постишь фотографию завтрака, получаешь лайки и комментарии — влияют на систему подкрепления сильнее, чем, например, получение денег. Человек по природе существо социальное, ему крайне важно получать одобрение от племени, даже если оно имеет виртуальную природу. Это опять же объясняется фактором эволюции: кто бы что ни говорил, а именно социальность homo sapiens обеспечила нам господство на планете. Те же неандертальцы, несмотря на большую, относительно сапиенсов, массу мозга, вымерли — во многом потому, что жили поодиночке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Алгоритмы соцсетей в медиаисследованиях описываются двумя понятиями: пузырем фильтров и эхо-камерой. Глобально их суть сводится к следующему: интернет показывает те вещи, которые нам изначально нравятся. Отсюда появляются, например, сторонники теорий заговора. Человек единожды читает статью о том, что земля плоская, и по какой-либо причине начинает сомневаться в своих знаниях. А дальше соцсети и всемирная паутина в целом показывают ему материалы, которые подтверждают эту мысль. Человек начинает вступать в сообщества плоскоземельщиков, а там его идеи резонируют с единомышленниками. Поскольку альтернативная точка зрения остается за гранью, образ мысли постоянно поощряется системой подкрепления.

Если экстраполировать этот пример на все поведение людей в интернете, становится понятно, что сетевая жизнь сильно потакает нашим представлениям о мире. По сути, мы сами конструируем для себя виртуальную реальность, которая нам комфортна. И, конечно, этот едва ли не фантазийный мир вызывает зависимость — в противовес реальному.

И что с этим делать?

Два базовых правила — цифровая гигиена и цифровой детокс.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
  • Цифровая гигиена — это анализ и приведение в порядок своей онлайн-жизни.

Отписка от неактуальных аккаунтов и каналов, выключение уведомлений от ненужных приложений, установление лимитов на использование тех или иных соцсетей — это не разовая мера, а стиль жизни человека, который осознанно подходит к своему присутствию в сети.

  • Цифровой детокс — не просто выключить телефон на неделю.

Эту практику важно проводить регулярно. Например, выключать смартфон и не пользоваться интернетом каждые выходные (в разумных пределах — посмотреть фильм или послушать музыку на стриминге никто не запрещает).

А чтобы оставаться на связи, в эти дни можно пользоваться вместо смартфона обычным кнопочным телефоном — например, Philips Xenium E2301.