Как длительное пребывание в невесомости повлияло на мозг астронавтов: неожиданное открытие

Погруженные в невесомость на месяцы, наши тела приспосабливаются к ней таким образом, что у космических путешественников возникает длинный список проблем со здоровьем, стоит им вернуться на Землю.

Новая работа раскрывает изменения, которые происходят с телами астронавтов между миссиями.

Исследователи из США сравнили серию магнитно-резонансных изображений (МРТ) мозга 15 астронавтов, сделанных до шестимесячного пребывания на Международной космической станции и до шести месяцев после их возвращения.

Используя алгоритмы для тщательной оценки размеров периваскулярных пространств (промежутков в тканях мозга, которые, как считается, облегчают баланс жидкостей), команда обнаружила, что время, проведенное на орбите, оказывает сильное влияние на работу мозга. По крайней мере, для новичков.

Среди пула ветеранов-астронавтов размеры периваскулярных пространств на двух сканах, сделанных до миссии, и на четырех, сделанных после нее, практически не различались. «Опытные астронавты, возможно, достигли некоторого гомеостаза», — отмечает невролог Хуан Пьянтино из Орегонского университета здравоохранения и науки.

Выводы могут быть не такими уж удивительными, учитывая то, что мы уже знаем о том, как мозг искажается, когда постоянное усилие гравитации уравновешивается.

Полёты в космос меняют структуру мозга космонавтов

Предыдущие исследования тканей головного мозга и объемов их жидкости показали, что они медленно восстанавливаются после пребывания в космосе, а некоторые изменения сохраняются в течение года и более.

В настоящее время астронавты редко совершают более нескольких полетов в космос за всю свою жизнь, обычно зависая там примерно по шесть месяцев за раз. Однако по мере роста коммерциализации космической отрасли все может измениться.

Будет полезно узнать, усугубляют ли повторные полеты вред, или изменения, произошедшие в первом полете, временно адаптируют астронавтов к новому виду нормальности. Даже в контексте расширенных периваскулярных пространств еще не совсем ясно, связано ли это изменение с какими-либо заметными рисками для здоровья.

Мы склонны максимально использовать эту неврологическую дренажную систему, когда спим. Поток жидкости вокруг нашего серого вещества, по-видимому, играет важную роль в удалении отходов, которые накапливаются в течение наших более активных часов.

Без эффективного функционирования этих каналов разрушающие материалы могут накапливаться, потенциально способствуя повышенному риску нейродегенеративных расстройств, таких как болезнь Альцгеймера.

Слишком рано говорить о том, оказывает ли микрогравитация какое-либо влияние на циркуляцию спинномозговой жидкости вокруг наших головных уборов, не говоря уже о значительных изменениях формы сети каналов. Это может даже не стать очевидным, пока у исследователей не будет достаточно большой выборки ветеранов-астронавтов, сделавших за плечами солидную карьеру.