Как ученые отправляют послания иным цивилизациям и сколько нам ждать ответа?

Если человек заблудился в пустыне, у него есть два варианта. Он или сам отправится на поиски цивилизации, или попробует обнаружить себя, выложив SOS на песке камнями. Для ученых, интересующихся вопросом о существовании разумных инопланетян, варианты почти такие же — правда, в роли пустыни выступает безбрежный космос.
Как ученые отправляют послания иным цивилизациям и сколько нам ждать ответа?

Уже более 70 лет астрономы сканируют радио- или оптические сигналы от других цивилизаций в поисках внеземного разума. За это отвечает глобальный проект под названием SETI. Большинство его участников уверены, что жизнь существует во многих из 300 миллионов потенциально обитаемых миров в одной только нашей родной галактике.

Астрономы также считают, что есть неплохие шансы, что некоторые формы жизни развили разум и технологии, близкие к земным. Но космос до сих пор хранит «Великое молчание» — этот термин означает, что до сих пор ученые не получили ни одного доказательства присутствия иных форм жизни.

B поисках инопланетян: чем занимается проект SETI

В то время как SETI уже давно является частью основной науки, его коллега METI, посвященный обмену сообщениями с внеземным разумом, известен намного меньше.

История METI

Ранние попытки связаться с жизнью за пределами Земли были почти классическими «посланиями в бутылке». В 1972 году НАСА запустило к Юпитеру космический корабль «Пионер-10» с табличкой, на которой были изображены мужчина и женщина, а также символы, указывающими на точку отправления корабля. А пять лет спустя в космос улетела знаменитая «Золотая пластинка», прикрепленная к космическому кораблю «Вояджер-1».

Эти космические аппараты, а также их близнецы «Пионер-11» и «Вояджер-2», к настоящему времени уже покинули Солнечную систему. Но в необъятности космоса шансы найти те или иные физические объекты фантастически ничтожны.

Гораздо более эффективно искать электромагнитное излучение.

Астрономы передали первое радиосообщение, предназначенное для ушей инопланетян, из обсерватории Аресибо в Пуэрто-Рико в 1974 году. Последовательность единиц и нулей содержала простую информацию о человечестве и общей биологии, а точкой ее назначения стало шаровое скопление M13. Поскольку M13 находится на расстоянии 25 000 световых лет, ждать придется очень и очень долго.

Помимо этих целенаправленных попыток отправить сообщение инопланетянам, в космос уже почти столетие просачиваются своенравные сигналы теле- и радиопередач. Этот постоянно расширяющийся пузырь сигналов с Земли уже достиг миллионов звезд.

Но есть большая разница между сфокусированным выбросом радиоволн из гигантского телескопа и рассеянной утечкой — слабый сигнал ТВ-шоу исчезает из-за гула излучения, оставшегося от Большого взрыва вскоре после того, как покинет пределы Солнечной системы.

Отправка новых сообщений

Альтернативная жизнь
Deposit Photos

Спустя почти полвека после послания из Аресибо две международные группы астрономов планируют новые попытки связи с инопланетянами. Один использует гигантский новый радиотелескоп, а другой выбирает новую привлекательную цель.

Одно из этих новых сообщений будет отправлено с крупнейшего в мире радиотелескопа в Китае где-то в 2023 году. Телескоп диаметром 500 метров будет посылать серию радиоимпульсов на широкий участок неба. Импульсы включения-выключения подобны единицам и нулям цифровой информации.

Сообщение называется «Маяк в Галактике» и будет включать в себя простые числа и математические операторы, биохимию жизни, человеческие формы, местоположение Земли и отметки времени. Команда отправляет сообщение группе из миллионов звезд вблизи центра галактики Млечный Путь, на расстоянии от 10 000 до 20 000 световых лет от Земли.

Хотя это и увеличивает количество потенциальных инопланетян, на практике могут пройти десятки тысяч лет, прежде чем Земля сможет получить ответ. Другая попытка ученых нацелена только на одну звезду, но с возможностью гораздо более быстрого ответа. 4 октября 2022 года команда спутниковой земной станции Гунхилли в Англии направит сообщение к звезде TRAPPIST-1.

Жизнь в системе TRAPPIST-1: новое открытие подарило людям надежду

У этой звезды есть семь планет, три из которых похожи на Землю в так называемой «зоне Златовласки», что означает, что на ее поверхности вода может существовать в жидкой форме, а значит, возможна и белковая жизнь. TRAPPIST-1 находится всего в 39 световых годах от нас, поэтому разумной жизни может потребоваться всего 78 лет, чтобы получить сообщение, а Земле — ответ.

Этические вопросы

Перспектива контакта с инопланетянами сопряжена с этическими сложностями, и METI не является исключением.

Первая сложность звучит так: кто имеет право говорить от имени всей Земли? В отсутствие каких-либо международных консультаций с общественностью решения о том, какое сообщение направить и куда его направить, находятся в руках небольшой группы заинтересованных ученых.

Но есть и гораздо более глубокий вопрос. В самом начале статьи мы приводили аналогию с путником в пустыне. Для путника тот факт, что его найдут, станет весьма благоприятным исходом. А для человечества?

Тревожные слова Стивена Хокинга про инопланетян: что говорил ученый об опасности внеземного вторжения

Перед смертью знаменитый физик Стивен Хокинг открыто говорил об опасности контакта с инопланетянами, обладающими передовыми технологиями. Он утверждал, что они могут быть вредоносными и, если учесть местоположение Земли, могут попросту уничтожить человечество. А вот другие ученые не видят лишнего риска, поскольку действительно развитая цивилизация уже знала бы о нашем существовании.

На сегодняшний день никакие международные правила не регулируют METI, поэтому эксперименты будут продолжаться, несмотря на все возможные опасения.