В ранней Вселенной найден «предок» сверхмассивных черных дыр

По словам ученых, первое в своем роде «недостающее звено», обнаруженное в молодой Вселенной, может раскрыть тайну древнейших из существующих сверхмассивных черных дыр.
В ранней Вселенной найден «предок» сверхмассивных черных дыр

Открытие GNz7q, черной дыры, возникшей всего через 750 миллионов лет после Большого взрыва, согласуется с теоретическими предсказаниями того, как может выглядеть «предок» сверхмассивных черных дыр — и, судя по всему, в космосе есть много ему подобных.

«Маловероятно, что обнаружение GNz7q... было просто "глупой удачей", — заявил астроном Габриэль Браммер из Копенгагенского университета в Дании. По его словам, распространенность таких источников во Вселенной на самом деле может быть значительно выше, чем считалось ранее.

Период, с которого датируется GNz7q, известен как Космический Рассвет — эпоха, охватывающая примерно 50 миллионов лет после Большого Взрыва и примерно 1 миллиард лет, когда формировались самые ранние небесные объекты, включая молодые звезды и молодые галактики.

В какой-то момент в этих зарождающихся фазах эволюции Вселенной также появились сверхмассивные черные дыры. Но когда и как это произошло – на данный вопрос астрофизики пока не готовы ответить.

Область космоса, в которой был открыт новый объект

В прошлом году ученые объявили об открытии J0313–1806, самого далекого из зарегистрированных квазаров на расстоянии более 13 миллиардов световых лет от Земли, что означает самую старую из когда-либо обнаруженных сверхмассивных черных дыр.

Но откуда взялось что-то вроде J0313–1806? Или, точнее, какие объекты были эволюционными предшественниками сверхмассивных черных дыр на ранних участках Вселенной?

Что ж, у ученых есть некоторые идеи.

Как рождаются черные дыры

«Моделирование указывает на эволюционную последовательность покрасневших от пыли квазаров, возникающих из сильно затененных пылью вспышек звездообразования, которые затем переходят в незатененные светящиеся квазары, выбрасывая газ и пыль», — объясняют исследователи в новой работе, проведенной под руководством астрономома Сэйдзи Фудзимото из Копенгагенского университета.

До сих пор, т.е. Фудзимото, Браммер и их коллеги идентифицировали GNz7q в ходе анализа архивных данных наблюдений, полученных космическим телескопом Хаббла. Объект выглядит как тот самый неуловимый предок, которого ученые пытались отследить.

Черная дыра извергает потоки вещества со сверхсветовой скоростью

Удивительно, но эта черная дыра, «недостающее звено», была обнаружена во всесторонне изученной области ночного неба — в рамках глубокого исследования происхождения великих обсерваторий (GOODS) — но только сейчас спектральный анализ определил ее параметры.

По словам исследователей, галактика-хозяин GNz7q невероятно активна, формируя около 1600 солнечных масс звезд в год — или, по крайней мере, это было около 13 миллиардов лет назад,

Из-за явления расширения Вселенной GNz7q — в какой бы окончательной, сверхмассивной форме она сейчас ни пребывала — будет примерно в два раза дальше от нас сегодня, на расстоянии около 25 миллиардов световых лет.