Паутина помогла усилить ген, отвечающий за способность нашего тела бороться с раком

Невероятные свойства паутины позволили ей проникнуть в мир медицинских исследований, где данное вещество уже многократно продемонстрировало потенциал в самых разных областях, от генной терапии до реконструктивной хирургии.

Ученые нашли еще одно применение этого природного материала, использовав его для стабилизации и усиления белка, убивающего рак — так называемого «хранителя генома»

В половине всех случаев рака, известных науке, вся вина ложится на мутации или другие формы дисфункции гена p53. Этот белок получил свое прозвище — «хранитель» - из-за роли, которую он играет в наблюдении за делением клеток, приостановке этого процесса, если он обнаруживает повреждение ДНК или мутацию, и предотвращении превращения поврежденных клеток в раковые.

Его изучение которого стало ключевым моментом для ученых, занимающихся поиском новых форм лечения. Одним из недостатков белка p53 является склонность к быстрому распаду в клетках, поэтому ученые из KI объединились с исследователями из Университетского факультета биологических наук и питания, чтобы выяснить, может ли природа помочь избавить человечество от онкологических заболеваний.

Как наш организм борется с раком

«Проблема в том, что клетки производят только небольшое количество p53, после чего быстро расщепляют его, поскольку это очень большой и неупорядоченный белок», — рассказал автор исследования Майкл Ландре. «Вдохновившись тем, как сама природа создает намного более стабильные белки, мы использовали белок паутины для стабилизации этого гена.

Паутина состоит из длинных цепей высокостабильных белков и является одним из самых прочных полимеров в природе

Майкл Ландре

Ученые взяли небольшой участок синтетического белка паутины и присоединили его к человеческому p53, сформировав совершенно новое соединение. Введение этого «химерного» белка в клетки в экспериментах in vitro (то есть «в пробирке») показало, что клетки охотно производят химерный белок в больших количествах, при этом сам он оказался более стабильным, чем обычный p53, что резко снижало шансы возникновения раковых заболеваний.

Генетический клей

Как паутина вдохновила на созданеи одного из самых точных датчиков в мире

Используя комбинацию электронной микроскопии, компьютерного моделирования и масс-спектрометрии, исследователи смогли выяснить причины, по которым добавление паутинного белка оказывает такой эффект. По словам ученых, он добавляет структурную целостность неупорядоченным участкам человеческого p53, хотя структура нового белка и его влияние на здоровые клетки еще предстоит изучить. Открытие выглядит многообещающим, однако перед применением данной терапии на живых организмах ученым еще нужно доказать, что она безопасна и не вызовет других побочных эффектов.