Находка археологов позволяет заполнить пробел в знаниях об эволюции человека

Некоторые характерные особенности анатомии руки человека сформировались на полмиллиона лет раньше, чем считали ученые. Об этом свидетельствует новая находка археологов – останки древнего человека, возраст которых составляет около 1 420 000 лет.

Ряд особенностей строения кисти руки позволил первым людям создавать и использовать примитивные инструменты, тогда как для других приматов это оказалось затруднительным. Тот период, в который сформировались эти характерные особенности, был затерян в истории, пока международная группа исследователей не обнаружила кость предка человека, который бродил по Восточной Африке примерно 1,42 млн лет назад. Вероятно, останки принадлежат человеку прямоходящему, предшественнику современных людей.

Обнаруженная в западной части округа Туркана (Кения) третья пястная кость (кость пясти, которая соединяется со средним пальцем) обладает шиловидным отростком в той части, которая соединяется с запястьем. Этот отросток характерен для людей и неандертальцев, но не для других приматов. Он позволяет кисти выдерживать большую нагрузку, без чего нашим предкам непросто было изготавливать и использовать различные инструменты.

Кость была обнаружена неподалеку от тех мест, где ранее находили древние инструменты Ашёльской культуры, в том числе каменные топоры, возраст которых составляет более 1,6 млн лет. Скорее всего, люди, изготовившие эти инструменты, использовали свои руки и для более сложных задач. Появление шиловидного отростка дало людям возможность выполнять различные манипуляции с силой и точностью. Новая находка, считают ученые, близка к тому моменту времени, когда сформировался облик человеческой кисти, близкий к современному. Это самое древнее свидетельство существования шиловидного отростка. В ископаемых останках, возраст которых насчитывает более 1,8 млн лет, он отсутствует.