Международный конгресс по неврологии в Вене (WCN 2013) открылся выступлением нобелевского лауреата по физиологии Эрика Канделя. Лекция прошла с большим успехом, после ее окончания раздались аплодисменты, которые продолжались несколько минут. И Эрик Кандель, и слушатели были довольны, чувствовалось какое-то общее воодушевление. Такое случается нечасто, и мне кажется интересным рассмотреть сам предмет лекции более подробно.

Виталий Фокин Профессор, доктор биологических наук, заведующий лабораторией возрастной физиологии мозга, ФГБУ «Научный центр неврологии» РАМН
Джорджоне «Спящая Венера» (1510)
Эгон Шиле «Стоящая обнаженная девушка в оранжевых чулках» (1914)
Густав Климт «Юдифь с головой Олоферна» (1900)
Лукас Кранах Старший «Юдифь побеждающая» (1530)
Карл Андре «Эквивалент VIII» (1966)
Пример психоделического направления в искусстве

Говоря в двух словах, эта лекция была посвящена влиянию искусства на науку. На эту тему существует множество занимательных историй, как то: игра на скрипке Эйнштейна и теория относительности. Но в этой лекции предмет исследования был рассмотрен более доказательно и объективно.

Прежде чем перейти к предмету лекции, я хотел бы сделать два предварительных замечания об эволюции нервной системы. Говоря просто, развитие мозга — это целый ряд дихотомий. Например, два полушария возникли у довольно развитых животных. Правое и левое полушарие приобрели в дальнейшем разные функции: целостного восприятия — правое полушарие, и дискретного, логического — левое полушарие. Кроме этого мозг человека различается по признаку пола: у женщин наблюдается тенденция к более целостному восприятию, у мужчин — к более логическому, дискретному.

Если рассматривать социальные роли мужчин и женщин, то в течение долгого времени они были традиционно разными. Мужчины играли более активную роль в социуме, женщинам отводилась роль домашней хозяйки, играющей подчиненную роль в семье и обществе. Женщина была существом, предназначенным для удовлетворения физиологических потребностей мужчин. Эти взгляды нашли свое отражение в искусстве. Во многих классических произведениях живописи мы видим красивых женщин, женщин с грудными младенцами и т. п. Например, на картине Джорджоне «Спящая Венера» изображена молодая женщина в привлекательной позе.

Однако внутренний мир женщин намного более сложен, и им, как и мужчинам, свойственны и совсем иные качества, такие как агрессия, коварство, собственная сексуальность и т. п. Но эти качества рассматривались скорее как исключение, поскольку религиозная мораль твердо поддерживала традиционные взгляды на роли мужчин и женщин. Это отражалось и в одежде. Небольшой документальный фильм о Вене 1906 года интересен для меня был в первую очередь тем, что и мужчины и женщины были одеты стандартным образом: практически все мужчины — в черные тройки, а женщины — в светлые блузы и черные юбки до земли.

После первой мировой войны Австрия из мировой державы превратилась в маленькое государство, в котором влияние самого государства и церкви существенно ослабели. Это дало толчок к развитию нового направления в искусстве, в котором отношения между мужчинами и женщинами рассматривалась под более реалистичным углом зрения. Представителями этого направления — направления модерна — стали такие художники, как Климт, Кокошка, Шиле. В их творчестве звучали мотивы сильных, временами уродливых, подсознательных и сознательных инстинктов, которые неизбежно выходили наружу.

Например, в работе Шиле виден другой тип женщины, более открытой, свободной и, может быть, несколько агрессивной. Или в работе Климта просматривается некий синтез сладострастия и агрессии. По сравнению с этим классический сюжет выглядит более театрально: красивая женщина с бутафорским мечом и мертвой головой (Кранах).

Происходило постепенное изменение морали и отношений между полами, так как они в большей мере соответствовали потребностям людей. Но поскольку в обществе сохранялся конфликт традиционной морали и современного мироощущения, в ряде случаев это могло приводить к психическим расстройствам и неврозам.

Эрик Кандель считает, что идеи Фрейда о психоанализе, о подсознательных явлениях в психике возникли под влиянием современной ему живописи, а может быть и были подсказаны живописным модерном. Фрейд предположил, что существует правильный и болезненный онтогенез сексуального развития с его определенными стадиями. При этом нарушения правильного онтогенеза приводят к запрятанным в подсознание комплексам, для лечения которых и был создан психоанализ.

Эрик Кандель показал довольно много живописных работ, в которых прослеживается смена сексуальной морали близкой к ее трактовке в психоанализе Фрейда. К сожалению, большинство представленных работ относятся к разряду 18+. Во время лекции у меня изменилось представление о развитии психоанализа. Раньше я считал, что Фрейд сам от начала до конца придумал эту систему. Сейчас, я как Эрик Кандель, полагаю, что идеи психоанализа витали в воздухе, точнее были запечатлены в работах художников-модернистов. Может быть, поэтому психоанализ завоевал признание среди интеллектуалов, особенно в художественной среде.

Можно ли, исходя из современных тенденций в искусстве, предсказать появление новых идей в науке? На мой взгляд, это можно сделать только постфактум. Не будучи знатоком современного искусства, рискну предположить, что в современном искусстве сохраняются две тенденции.

Первая — это создание предельно простого образа. Например, груда кирпичей в Галерее Тейт в Лондоне. Принципы этого направления связаны с минималистским течениями в искусстве, известным произведением такого рода является картина Малевича «Черный квадрат». На мой взгляд, это соответствует также минималистскому направлению в физиологии, известному как «изучение мозга по одной клетке». Направления в современной физиологии очень развитого, представителем которого можно назвать самого Эрика Канделя.

Второе направление — психоделическое, видным представителем которого был Дали. В науке ему соответствует изучение измененных состояний сознания, что является одним из направлений в психиатрии.

Так что еще может рассказать немое, но образное правое полушарие левому? Мне кажется, что часто речь идет о некоторых интуитивных предсказаниях. Причем, предсказаниях, часто негативных, поскольку правое полушарие связано, главным образом, с негативными эмоциями. Таких примеров множество, это и упоминавшийся ранее «Черный квадрат», «Сикстинская мадонна» Рафаэля, Апокалипсис и др.

Расскажу о случае в венском Бельведере. Бельведер — это роскошное барочное здание, бывшая резиденция принца Савойского. Там много классической живописи, скульптур и т. п. Но вот в одном месте среди всей помпезной роскоши возникает чувство, что на тебя кто-то смотрит. И действительно, примерно на уровне пола замечаешь стекло, из-за которого на тебя «смотрит» «практически живая» пантера. Пантера временами моргает, может зевнуть, и если перемещаться по залу, то она следит за тобой глазами. Возникает естественная мысль: гуляй, развлекайся, но черная пантера все равно за тобой следит. Так что в современном искусстве есть много поучительного, в том числе и для тех, кто занимается наукой.