Астрономы уточнили температуру самых холодных «субзвезд», обнаруженных только пару лет назад.
Редакция ПМ

Коричневый карлик не слишком похож на звезду (иллюстрация художника)
На схему нанесено местоположение коричневых карликов, открытых обсерваторией WISE.

В 2011 году астрономы, сосредоточившиеся на поисках коричневых карликов, с помощью космического телескопа WISE обнаружили новый класс этих «недозвезд». Считалось, что поверхностная температура «ультрахолодных» коричневых карликов спектрального класса Y близка к комнатной, но до настоящего времени никто доподлинно не знал, так ли они холодны.

Новое исследование, опирающееся на данные космического телескопа Spitzer, показало, что температура у поверхности этого класса звезд чуть выше расчетной — около 125−175°С. Чтобы за миллиарды лет охладиться до столь низких температур, коричневые карлики должны быть всего в 5−20 раз массивнее Юпитера. В отличие от Солнца — термоядерной «топки», единственный источник энергии таких звезд — гравитационное сжатие, напрямую зависящее от массы.

Если бы коричневые карлики спектрального класса Y были обнаружены на орбитах других звезд, их бы наверняка причислили к планетам. Но пока что полученные астрономами данные свидетельствуют, что эти объекты формируются сами по себе, вне протопланетных дисков, и потому остаются в числе «субзвезд». Исследовать их непросто, поскольку они очень тусклые и излучают преимущественно в инфракрасном диапазоне.

Для уточнения их температуры требовалось знать точное расстояние до этих объектов, которое было вычислено на основании измеренного параллакса — смещения коричневых карликов относительно других звезд, которое наблюдается по мере движения космического телескопа вокруг Солнца. Наблюдения необходимо было выполнить с большой точностью — по выражению одного из ученых, это все равно что определить положение светлячка, находящегося в двухстах милях от вас, с точностью до дюйма.

По материалам NASA JPL