Видеоигра, разработанная неврологами, препятствует возрастному снижению когнитивных способностей.
Игра для «омоложения» мозга

Несмотря на заявления коммерческих компаний о том, что компьютерные игры могут сделать пользователей умнее и сообразительнее, ни одной из них не удалось получить подтверждения, что приобретенные игровые навыки можно перенести в реальную жизнь. Новое исследование показывает, что игра, точно ориентированная на устранение определенного когнитивного нарушения (в данном случае — проблем с многозадачностью у пожилых людей), может дать положительный эффект, который будет проявляться при решении повседневных задач и сохраняться длительное время (более полугода).

Разработанная исследователями игра NeuroRacer предполагает управление виртуальным автомобилем, движущимся по извилистой дороге. При этом если над дорогой появляется знак определенного цвета и формы, его нужно как можно быстрее сбить. Для успешной игры требуется достаточная концентрация внимания, быстрое переключение с одной задачи на другую и развитая кратковременная (рабочая) память.

Набрав группу добровольцев в возрасте от 20 до 70 лет (примерно по 30 человек на каждое «десятилетие»), ученые выяснили, что способность справляться с задачами NeuroRacer с возрастом линейно уменьшается. Пригласив еще 46 участников эксперимента в возрасте 60−85 лет, исследователи позволили им потренироваться достаточно долгое время (три раза в неделю в течение месяца). При этом уровень сложности игры увеличивался по мере достижения более высоких показателей, так что скучать испытуемым не приходилось. В результате они стали играть даже лучше неподготовленных 20-летних «гонщиков», причем эти способности сохранялись даже через полгода без тренировок. И, что более важно, участники эксперимента приобрели не только сугубо игровые навыки: ряд тестов продемонстрировал, что у них улучшилась рабочая память и способность к концентрации внимания — качества, необходимые для успешного решения многих повседневных задач.

Запись электрической активности мозга испытуемых с помощью ЭЭГ продемонстрировала, что во время игры в NeuroRacer увеличивалась активность префронтальной коры головного мозга, связанная с контролем когнитивных функций, и активность нейронных «каналов», соединяющих префронтальную кору с задним мозгом.

Вопреки утверждениям некоторых психологов о том, что рабочая память и внимание — «константы», которые нельзя улучшить с помощью тренировок, новое исследование показывает, что правильно построенное обучение может дать положительный эффект. Авторы работы предостерегают от восприятия подобных методик как панацеи, но надеются, что видоизмененная игра NeuroRacer получит одобрение в качестве исследовательского и медицинского инструмента, который поможет людям с нарушениями внимания и другими когнитивными расстройствами.

По сообщению Nature News