Магматическая вода на поверхности Луны

Ученые зафиксировали на спутнике Земли магматическую воду, которая проникла на поверхность Луны из ее недр. Эти данные – первый пример дистанционного обнаружения лунной воды данного типа.
Магматическая вода на поверхности Луны

Выводы были сделаны на основе образцов из кратера Буллиальд на видимой стороне Луны, исследованных насовским инструментом Moon Mineralogy Mapper в ходе миссии «Чандраян-1».

«Открытие вносит вклад в быстро меняющиеся представления о лунной воде, которая присутствует на поверхности планеты в виде льда», — объясняет Рейчел Клайма, планетарный геолог из Лаборатории прикладной физики Университета Джонса Хопкинса. Напомним, что данные о наличии воды впервые были получены в 1976 году советским аппаратом «Луна-24».

«На протяжении многих лет исследователи полагали, что породы Луны абсолютно сухие, и что влага, обнаруженная в образцах, на деле была лишь загрязнением собранных образцов водой земного происхождения, — говорит исследовательница. — Но около пяти лет назад новые лабораторные методы, использованные для изучения лунных образцов, показали, что недра Луны отнюдь не сухие, как мы думали раньше. И примерно в то же время орбитальные космические аппараты обнаружили воду на поверхности Луны».

После анализа информации, переданной Moon Mineralogy Mapper, Рейчел Клайма и ее коллеги обнаружили, что образцы из кратера Буллиальд содержат значительно больше гидроксила — молекул, состоящих из одного атома кислорода и одного атома водорода — по сравнению с образцами, изученными в окрестностях. Следы воды содержались в магматических минералах, вытолкнутых на лунную поверхность после удара, в результате которого и сформировался кратер.

Дальнейшие исследования должны прояснить, как именно вода образовывалась в лунной мантии.