Анализ крови на суицид

Изменения экспрессии некоторых генов может указывать на повышенный риск самоубийства.
Теги:
Анализ крови на суицид

Человек, вознамерившийся свести счеты с жизнью, вряд ли пойдет к врачу, чтобы посоветоваться и обсудить свое состояние. Можно ли как-то предугадать будущую попытку суицида, чтобы спасти хотя бы одну из миллиона жизней в год, завершающихся самоубийством?

Психиатр Александр Никулеску считает, что иногда трагедию можно предотвратить, полагаясь на биологические признаки «группы риска».

Человеческий мозг — орган сложный и труднодоступный, поэтому Никулеску и его коллеги сосредоточились на поиске «биомаркеров самоубийства» в крови и преуспели, выделив шесть таких белков.

Исследование проходило в четыре этапа. Сначала ученые проанализировали образцы крови и поведение людей, страдающих биполярным расстройством, которые на разных этапах своей жизни то были вполне довольны ею, то намеревались покончить с ней. Так были обнаружен довольно обширный набор генов — кандидатов на роль искомых биомаркеров.

Анализ, проведенный на втором этапе, позволил выделить 41 белок, так или иначе связанный (согласно данным предыдущих исследований) с психическими расстройствами и суицидальными наклонностями, и ранжировать возможные биомаркеры по предполагаемой степени достоверности.

Затем исследователи сопоставили полученные данные с результатами анализа крови самоубийц, отобранных в ходе следствия. Это позволило сократить список потенциальных биомаркеров с 41 до 13, а более строгий статистический отбор снизил их число до 6.

На завершающем этапе исследования ученые испытали разработанную методику, чтобы предсказать случаи госпитализации в результате попытки самоубийства. Они проанализировали экспрессию выделенных генов в крови 42 человек с биполярным расстройством и 46 человек, страдающих шизофренией. Обнаруженная корреляция по 4 из 6 предполагаемых биомаркеров позволила выявить риск попытки суицида не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. А в сочетании с клиническими показателями психического состояния и настроения, точность методики возросла с 65 до более чем 80%.

Наиболее ярким биомаркером, свидетельствующим о высоком риске самоубийства, оказался ген SAT1. Никулеску считает маловероятным, что выделенные маркеры окажутся специфическими для сложной модели поведения, ведущего к самоубийству. Скорее всего, это признаки ненормального функционирования клеток в результате стресса. Другие группы ученых обнаруживали повышенную активность SAT1 в ответ на воздействие токсинов, инфекции и недостаток кислорода.

Исследователи признают, что результаты их работы должны быть воспроизведены с большим размером выборки, а выбранные биомаркеры — протестированы на специфичность и чувствительность, прежде чем их можно будет использовать в клинической практике.