Проект FastSound: первые карты трехмерной структуры молодой Вселенной

Проект FastSound: первые карты трехмерной структуры молодой Вселенной

В исследовательском проекте FastSound заняты астрономы из Японии и Великобритании, и недавно они представили первый крупный результат своей работы — трехмерную карту крупномасштабной структуры Вселенной, которая охватывает участок, расположенный более чем в 9 млрд световых лет от нас. Около 1100 галактик, зафиксированных при этом, демонстрируют структуру, которая существовала в то время, когда после Большого взрыва прошло лишь около 4,7 млрд лет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Наблюдения FastSound были начаты еще весной 2012 г. и должны закончиться весной 2014-го. И хотя работы по изучению структуры молодой Вселенной проводятся достаточно давно (можно вспомнить известный проект Sloan Digital Sky Survey), FastSound позволит охватить самый большой объем пространства на расстоянии вплоть до 10 млрд световых лет и далее. Для этого используется инфракрасный спектрометр FMOS, установленный на японском 8,2-метровом телескопе Subaru.

Первая трехмерная карта, охватывающая 1100 галактик, была недавно представлена участниками проекта FastSound. Она охватывает участок 600 млн световых лет в поперечнике и до 2 млрд световых лет глубиной. Кластеризация галактик в ту эпоху еще не столь выражена, как в современной Вселенной, однако она уже проявляется. Пока что картина носит предварительный характер, однако в итоге данные о структуре молодой Вселенной могут позволить раскрыть одну из главных загадок современной физики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дело в том, что, несмотря на то что в реальности факта расширения Вселенной сомнений практически не остается, движущая сила этого все ускоряющегося процесса остается неизвестной. Это может быть темная энергия, но пока неясно, что она собой представляет. Прояснить это можно, сравнивая результаты предсказаний различных теоретических моделей с реальными наблюдениями движения и кластеризации галактик, скорости процесса звездообразования в них и т. п. Такие наблюдения и должен принести, в частности, проект FastSound, окончательных результатов которого осталось ждать меньше года.