Газовая лента: Кто это сделал?

Космический телескоп Hubble обнаружил источник Магелланова Потока.

Магеллановы Облака, две карликовые галактики, вращающиеся вокруг нашей, оставляют за собой длинный газовый хвост — Магелланов Поток. Уже около 40 лет не утихают споры о его происхождении. Преобладает теория о том, что Магелланов Поток был «вытянут» гравитацией Большого Магелланового Облака из Малого при их сближении. Однако новые наблюдения, выполненные астрономами при помощи космического телескопа Hubble, корректируют эту картину.

Используя спектрометр COS, входящий в состав оборудования Hubble, и «Очень большой телескоп» ESO, ученые определили химический состав различных частей Магелланова Потока. Оказалось, что в большей его части низки концентрации кислорода и серы — на тех же уровнях эти элементы присутствовали в Малом Магеллановом Облаке около двух миллиардов лет назад, когда, предположительно, и сформировался Магелланов Поток. Однако в той части газового шлейфа, которая находится ближе к Магеллановым Облакам, ученые с удивлением обнаружили более высокие уровни серы и других элементов — по составу эта область гораздо ближе к современному Большому Магелланову Облаку. Вероятно, этот межгалактический газ был вырван именно оттуда — и относительно недавно.

Все небольшие галактики, вращающиеся вокруг Млечного Пути, давно растеряли свои запасы межзвездного газа. Лишь наиболее массивные из них — Магеллановы Облака — до сих пор цепляются за этот газ, делающий их способными к звездообразованию. Магеллановы Облака время от времени сближаются с Млечным Путем, но давление его газового гало отталкивает их прочь. Этот процесс наряду с гравитационным взаимодействием между самими Магеллановыми Облаками, вероятно, и привел к формированию Магелланова Потока. Не исключено, что эта лента межгалактического газа, протянувшаяся почти через все звездное небо, рано или поздно попадет в пределы Млечного Пути, вызвав в нашей галактике новый всплеск звездообразования.

По пресс-релизу Hubble