Освещенная взрывом: Темные века Вселенной

Если бы не взрыв, осветивший эту галактику, ученые так и не узнали бы о её существовании.

Вспышка, сопровождавшая взрыв звезды 12,7 миллиарда лет назад, затмила собой свет галактики, где эта звезда некогда обитала. Лишь теперь отблеск этого события достиг планеты, которой в те времена не было и в помине — нашей Земли. Анализируя дошедшее до нас излучение, астрономы смогли изучить галактику, которая сама по себе была слишком далекой, маленькой и тусклой даже для космического телескопа Hubble.

«Эта звезда жила в очень интересное время — так называемые Темные века, всего миллиард лет спустя после Большого взрыва», — говорит Райан Чорнок (Ryan Chornock) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (CFA).

Гибель звезды ознаменовалась гамма-всплеском, который длился около 4 минут и был зафиксирован космическим аппаратом Swift 6 июня текущего года. На его источник были спешно направлены телескопы MMT в Аризоне и Gemini North на Гавайях. Астрономы торопились застать эффект послесвечения, вызванный взаимодействием вещества звезды, выброшенного с околосветовой скоростью, и межзвездного газа. Их излучение, распространяющееся сквозь галактику, подсвечивало встречающиеся на пути частицы вещества, которые поглощали свет на определенных длинах волн. Изучение спектра дошедшего до Земли излучения позволило сделать выводы о химическом составе вещества той далекой галактики.

Все химические элементы тяжелее водорода, гелия и лития не могут появиться без участия звезд. Для того чтобы они накопились, требуется некоторое время. Галактика, из которой пришел гамма-всплеск, содержала в десять раз меньше таких элементов, чем есть в нашей Солнечной системе. Если бы даже в те времена и успели сформироваться какие-то планеты, жизнь на них была бы невозможна: для её появления просто не хватило бы углерода, кислорода и других химических элементов.

Гамма-всплеск GRB 130606A — один из самых далеких и древних, когда-либо обнаруженных астрономами. Ученые надеются, что Giant Magellan Telescope (Гигантский Магелланов телескоп), строительство которого запланировано на 2020 год, поможет им еще глубже заглянуть в историю Вселенной, обнаружив другие подобные события.

По пресс-релизу CFA