Скоростные извержения: Иглы в пепле

Никелевые иголки указали на существование странных быстрых вулканов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

События на «геологической шкале времени» происходят, по нашим меркам, чрезвычайно медленно. Потоки магмы могут подниматься с глубин тысячелетиями, прежде чем прорвутся на поверхности вулканом. Однако недавнее исследование вулкана Ирасу в Коста-Рике и его мощного извержения 1963 года показало, что все может занять не тысячелетия и не века, а считаные месяцы.

Ирасу, достигающий почти 3,5 км высоты, является действующим, просыпаясь примерно каждые 20 лет, с разной степенью опасности. В 1963 году он разбушевался не на шутку: извержение продолжалось почти два года, погибло около 20 человек, и тысячи домов были погребены под слоем пепла. Вулкан расположен на Тихоокеанском огненном поясе — в области, где океанские литосферные плиты углубляются под окружающие континенты, создавая цепь, где происходит 90% всех землетрясений и находится большинство действующих вулканов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Считается, что движение потоков магмы происходит на глубине многих километров, и прежде чем она доберется до поверхности и выплеснется, должны пройти многие сотни лет. Однако недавнее исследование эффузивных пород, выброшенных Ирасу в 1963 году, показали, что этому веществу для путешествия потребовалось совсем немного: оно поднялось на более чем 30 км за несколько месяцев.

Свидетельствуют об этом кристаллы оливина, присутствующие в застывшей эффузивной породе. По мере подъема магмы она остывает, и этот железосодержащий силикат кристаллизуется, сохраняя некоторые следы тех условий, в которых прошла кристаллизация. На этот раз оливин содержал игольчатые вкрапления никеля, что, по мнению авторов, свидетельствует об очень коротком времени, за которое мантия из глубинных слоев добралась до поверхности: никель не успел осесть в окружающей породе и сохранился в форме таких кристаллов.

Судя по всему, такое явление не является редким местным феноменом. Аналогичные игольчатые никелевые кристаллы геологи находили в эффузивных породах в Мексике, России и США.