Двухпроцессорный мозг: В потоках информации

Обработка информации в мозге идет минимум двумя путями параллельно.
Тэги:

Считается, что при обработке информации в коре больших полушарий головного мозга последовательно, один за другим возбуждается «колонка» из шести слоев нейронов разных типов, начиная от серединных, а затем возбуждение распространяется к внешним слоям.

Однако новая работа группы американского нейрофизиолога Рэнди Бруно (Randy Bruno) продемонстрировала нечто неожиданное. Исследуя, как мозг крысы обрабатывает сенсорную информацию с ее чувствительных усиков, ученые обнаружили, что сигнал поступает одновременно в две области коры, где обрабатывается параллельно.

Стоит сказать, что крысиные усики — весьма популярная модель для изучения механизмов обработки сенсорной информации. Она достаточно проста, но при этом построена по тем же принципам, что и обработка сигналов органов зрения или слуха. Сенсорная информация с чувствительных клеток передается на нервные волокна, начинающиеся у основания усиков и тянующиеся в мозг, сперва в его центральные области (прежде всего в таламус), а затем попадая и на кору больших полушарий. Более того, предыдущие исследования позволили найти для каждого усика собственную группу связанных с ним нейронов коры.

Профессор Бруно и его коллеги с помощью тончайших электродов проследили за путешествием сигнала в мозге с большой точностью, обнаружив, что от таламуса он расщепляется и направляется одновременно в срединные и глубинные слои коры больших полушарий. Это не было ошибкой эксперимента: даже если ученые с помощью локальной анестезии блокировали все сигналы срединных слоев, в нижних возбуждение проявлялось по-прежнему.

Судя по этим результатам, шесть слоев нейронов коры могут работать не совсем так, как представлялось до сих пор. Вместо последовательного движения информации по модулю («колонке»), включающей эти слои, верхние и нижние могут действовать достаточно независимо. При этом глубинные, как эволюционно более древние, могут вести базовую обработку информации (распознавание образа, оценка и предсказание траектории движения и т. п.), а средние и верхние — выполнять ее интеграцию и осмысление в рамках личного опыта и прочие высшие функции.