Предложена космологическая модель, объясняющая красное смещение не расширением пространства, а увеличением массы частиц.

Согласно общепринятой модели, пространство нашей Вселенной неуклонно расширяется, как поверхность воздушного шарика, на которой расположены галактики.
Наблюдаемое красное смещение  объектов нашей Вселенной (по каталогам 2MASS)
Вселенная не расширяется, а прибавляет в массе?

Вселенная родилась во взрыве и с тех пор расширяется — так уже почти столетие считают ученые. Но некоторым космологам такая модель не по нраву, и они периодически пытаются интерпретировать наблюдаемую картину мира как-то иначе — например, предложив вариант, в котором Вселенная не расширяется, а «масса мироздания» неуклонно растет. Такая интерпретация позволяет физикам разрешить некоторые сложности, в частности, проблему существования космологической сингулярности.

Статья Кристофа Веттериша, физика-теоретика из Гейдельбергского университета (Германия), опубликованная на сервере препринтов ArXiv, еще не рецензировалась, но эксперты журнала Nature пока не обнаружили в ней очевидных несоответствий, признав работу заслуживающей внимания, а идею — оправданной (по крайней мере, на первый взгляд).

Предположение о том, что Вселенная расширяется, сделано в результате наблюдений эффекта красного смещения, который астрофизики объяснили изменением частоты излучения далеких галактик в результате их «разбегания» в разные стороны и прочь от земного наблюдателя. Однако Веттериш обращает внимание, что спектр излучения частиц зависит и от их массы. Если атом каким-то образом «подрастет», увеличив свою массу, он будет испускать фотоны с более высокой энергией, и спектр излучения сместится в синюю сторону (с более высокой частотой). И напротив, уменьшение массы частицы приведет к возникновению красного смещения.

Поскольку скорость света — конечная величина, глядя на далекие галактики, мы как бы смотрим назад во времени: фотоны доходят до нас спустя миллионы лет после момента излучения. И если давным-давно массы всех частиц были меньше, то и их излучение было краснее, что вполне может служить объяснением эффекта красного смещения без привлечения эффекта Доплера.

Математические расчеты, основанные на этой концепции, дают картину мира, кардинально отличающуюся от модели расширяющейся Вселенной: по Веттеришу, она разрасталась только в течение относительно непродолжительного периода инфляции, а в момент Большого взрыва не было никакой сингулярности. Вместо момента «бесконечной плотности» новая модель предлагает концепцию бесконечно растянутого во времени «взрыва». Сегодня мироздание может быть статичным или даже сжиматься.

К сожалению, гипотезу Веттериша не представляется возможным проверить. Дело в том, что масса может быть измерена только относительно чего-либо, некоторого эталона. А если масса всех частиц во Вселенной растет пропорционально, зафиксировать это изменение на практике невозможно. Однако эта альтернативная интерпретация, на первый взгляд не противоречащая наблюдениям, в очередной раз напоминает ученым, что наиболее удобная (и общепринятая) модель расширяющейся Вселенной вовсе не обязательно является единственно верной.

По сообщению Nature News