Данные, полученные спутником CryoSat Европейского космического агентства, позволили обнаружить на ледяной поверхности Антарктиды большой кратер, образовавшийся от того, что находящееся под слоем льда толщиной около 3 км озеро потеряло воду.

Кратер на поверхности ледника

Под антарктическим ледником находится множество озер пресной воды, не имеющих прямой связи с океаном. Такие озера представляют большой интерес для исследователей, изучающих движение воды и льда под поверхностью ледника. Добыть информацию об этих озерах очень непросто. Бурение слоя льда толщиной в несколько километров — сложное мероприятие в суровых полярных условиях. Но, как оказалось, данные о перемещении подледной воды можно получить с помощью наблюдений из космоса.

На спутнике CryoSat установлен радиолокационный высотомер, способный «видеть» поверхность планеты в темноте и сквозь облака — это дает возможность постоянно следить за поверхностью Антарктики несмотря на ее полярные ночи и нередкую плохую погоду. Радар определяет положение и глубину ледяных кратеров с высоким разрешением, что позволяет точно вычислять их объем.

Группа европейских ученых, использовавшая для своих исследований новые данные наблюдений спутника CryoSat и данные, полученными ранее со спутника NASA ICESat, обнаружила на поверхности антарктического ледника кратер, образованный подземным озером, составила его трехмерную карту и даже определила количество поступающей в озеро воды.

В 2007—2008 годах это озеро потеряло 6 кубических километров воды, что соответствует одной десятой объема воды, образующейся ежегодно под ледяной шапкой Антарктиды в результате таяния льда. С конца 2008 г. озеро начало наполняться со скоростью в шесть раз меньшей, чем ее теряло. Для полного восстановления ему потребуются десятилетия.

Ученые надеются, что в подледных озерах могли сохраниться доисторические формы жизни. Но произошедшее быстрое обезвоживание и наблюдающееся восстановление данного озера говорят о том, что, скорее всего, оно теряет воду не в первый раз. Вместе с водой в Южный океан должны были стечь населяющие озеро микроорганизмы и донные отложения, поэтому среду обитания в этом конкретном озере, как считают ученые, уже нельзя считать изолированной.

В основании антарктического ледяного щита обнаружено более 400 озер. Вытекающая из них вода, подмывая ледник снизу, может вызывать ускорение скольжения антарктического льда в море.

По сообщению ESA