Барьер для рака: Кое-что о голых землекопах

Обнаружен иммунный механизм, благодаря которому не болеет раком уникальный вид млекопитающих – голые землекопы.

Голые землекопы всю свою жизнь проводят под землей. А живут они на удивление долго для столь мелких грызунов — больше двух десятков лет. Голые землекопы обитают в колониях, социальное устройство которых напоминает муравьиные сообщества с единственной самкой-производительницей, рабочими особями и «солдатами». Это единственные холоднокровные млекопитающие. И пожалуй, основная их особенность, благодаря которой голые землекопы заслужили пристальное внимание ученых — абсолютный иммунитет к раку.

Исследователи, выращивая клетки голых землекопов в лаборатории, заметили, что эти клетки располагаются довольно далеко друг от друга, а в целом содержимое чашки Петри получалось вязким, что затрудняло лаборантам работу с ним. Исследователи выяснили, что этот эффект был вызван гиалуроновой кислотой, которую клетки выделяли в межклеточный матрикс. Она не позволяла клеткам сближаться и, предположительно, препятствовала образованию опухолей.

Гиалуронат присутствует в организме всех млекопитающих в качестве одного из компонентов «смазки» для суставов, в составе тканей хрящей и кожи. Длина молекулярной цепочки гиалуроновой кислоты в хряще уменьшается по мере старения, при этом общее её содержание увеличивается. Гиалуронат входит в состав различных косметических средств, а некоторые его формы, как выяснилось, даже способствуют развитию рака.

Но гиалуроновая кислота во внеклеточном матриксе голых землекопов отличается от таковой в организмах мышей, крыс и людей размерами отдельных молекул — они больше примерно в 5 раз. К тому же фермент, разрушающий гиалуронат, в организме голых землекопов малоактивен, что позволяет этому веществу накапливаться в более высоких концентрациях. Ученые считают, что гиалуронат повышает упругость кожи голых землекопов и тем самым защищает её от внешних механических воздействий в тесных подземных тоннелях.

Биологи пытались вызвать рак у голых землекопов, подвергая их воздействию вирусных белков, которые стимулируют развитие опухолей у мышей. Клетки голых землекопов не продемонстрировали неконтролируемого роста. Однако подавление производства гиалуроната, равно как и стимуляция выработки расщепляющего его фермента, привело к тому, что голые землекопы утратили свой иммунитет к раку — исследователи заметили формирование опухолей.

Ученые полагают, что можно каким-то образом изменить количество и качество гиалуроновой кислоты в организме человека, чтобы научиться противостоять раку. Следующим этапом исследований будет внедрение генов, кодирующих производство гиалуроновой кислоты, лабораторным мышам, с целью выяснить, не появится ли у них иммунитет к раку.