Ветры Венеры: Не только быстрые, но и ускоряющиеся

В результате анализа перемещений облаков атмосферы Венеры, зарегистрированных аппаратом Европейского космического агентства Venus Express, обнаружилось, что ветры в атмосфере этой планеты в течение последних шести лет постепенно ускоряются.

Венера знаменита своей необычной атмосферой, вращающейся вокруг планеты с чудовищной скоростью — один оборот за четверо земных суток. Эта скорость разительно отличается от скорости вращения самой планеты вокруг своей оси — продолжительность долгих венерианских суток составляет 243 земных.

Наблюдая в течение 10 венерианских лет (около 6 земных) за перемещениями хорошо различимых элементов верхушек облаков, движущихся на высотах около 70 км, ученые смогли отследить поведение скоростей долговременных глобальных ветров Венеры.

Когда аппарат Venus Express приблизился к планете в 2006 году, средние скорости облаков между широтами 50º с обеих сторон экватора составляли около 300 км/ч. Результаты двух независимых исследований показали, что эти очень высокие скорости увеличились еще сильнее и достигли за время работы аппарата значения 400 км/ч.

Как заявил сотрудник Института космических исследований Российской академии наук И.В. Хатунцев, такие сильные изменения никогда не наблюдались в атмосфере Венеры в прошлом, и их причины ученым пока неизвестны.

Группа Хатунцева вычисляла скорость ветра, измеряя смещения элементов облаков на последовательных изображениях, полученных с космического аппарата. Более 45000 элементов было отслежено вручную, а более 350000 ­- автоматически, с помощью компьютерной программы.

Группа японских ученых, проводившая независимые исследования, использовала свой собственный метод автоматизированного отслеживания движения облаков.

На фоне долговременного роста скорости облаков обе группы обнаружили ее периодические колебания, связанные с местным временем суток, высотой Солнца над горизонтом и периодом вращения планеты. В частности, колебания с периодичностью около 4,8 суток наблюдаются вблизи экватора и, как предполагают ученые, связаны с атмосферными волнами на низких высотах.

Но японские ученые обнаружили еще одну странность, не поддающуюся объяснению. «Наш анализ движений облаков на низких высотах в южной полусфере показал, что в течение более 6 лет наблюдений скорость ветра меняется на более чем 70 км/ч с периодичностью 255 земных суток, немного превышающей длительность венерианского года», — сообщил исследователь Тору Коуяма из Института исследований информационных технологий в Ибараки (Япония).

По сообщению ESA