Пересеченная местность сделала предков человека двуногими: Новая теория перехода к прямохождению

Британские и французские ученые утверждают, что предки человека стали двуногими потому, что это облегчило им лазание по скалам.

История того, как люди превратились из приматов, опиравшихся при ходьбе на суставы пальцев передних конечностей, в прямоходящие двуногие существа, до сих пор вызывает множественные дискуссии среди антропологов. По известной теории наши лесные предки стали ходить на двух ногах в результате того, что они спустились на землю с деревьев, на которых жили, из-за изменений климата, уничтожавших эти деревья. Другая теория, впрочем, уже отвергнутая учеными, утверждала, что прямохождение облегчило людям переноску младенцев.

В работе, недавно опубликованной в журнале Antiquity, исследователи из Йоркского университета и Парижского института физики Земли изложили новую теорию: прямохождение стало результатом проживания наших предков в эпоху плиоцена начавшуюся более 5 млн лет назад, в местах со сложным рельефом.

Наши далекие предки — древние гоминини, жили в восточных и южных регионах Африки с высокой вулканической и тектонической активностью. У гоминини развились увеличенные пальцы и арки ступней ног, помогающие не только ходить и бегать в вертикальном положении, но и перемещаться в скалистой местности. Развитие укороченных ловких рук, лучше приспособленных к использованию орудий труда, тоже облегчало скалолазание.

Скалистая местность давала гоминини более надежную, чем деревья, защиту от крупных африканских хищников, большинство которых было неспособно лазать по скалам.

Для подтверждения своей теории ученые считают необходимым продолжение исследований древних ландшафтов, но их реконструкция для регионов с активной тектоникой вроде Восточного африканского рифта затруднена многократно происходившими там изменениями рельефа.

По сообщению POPSCI