Очень большой День Рождения: Телескоп-юбиляр

25 мая 1998 года впервые увидел свет – свет далеких звезд – Very Large Telescope, VLT. Его 15-летию ESO посвятила новое изображение объекта IC 2944, также известного под именем туманность Бегущей Курицы.

В комплекс VLT, помимо четырех гигантских телескопов, входит четверка поменьше, которая является частью интерферометра VLTI. «Очень большой телескоп» — один из самых мощных астрономических объектов на Земле, подаривший миру множество открытий. Только в 2012 году в различных рецензируемых журналах было опубликовано более 600 научных работ, выполненных на основе его данных.

На «юбилейном» снимке, полученном с помощью VLT — плотные пылевые скопления на фоне облаков светящегося газа. Подобные межзвездные облака, служащие местом рождения и развития молодых звезд, называют «звездными яслями». Туманность IC 2944 находится в 6500 световых годах от Земли в созвездии Центавра. В данной области неба немало других подобных туманностей, служащих объектами пристального внимания астрономов, которые изучают механизмы формирования звезд. Данное изображение IC 2944 — наиболее четкое из всех, полученных с Земли.

Розовый оттенок обусловлен свечением водорода, из которого преимущественно состоит эмиссионная туманность IC 2944, в интенсивном излучении сверкающих новорожденных звезд. Таинственные темные сгустки пыли, выделяющиеся на этом фоне, — так называемые глобулы Бока (в честь американского астронома Барта Бока, первым обратившего на них внимание в 1940-х годах). Впрочем, у данной группы глобул, видимой на снимке, есть персональное имя — глобулы Теккерея.

Глобулы Бока, «обитающие» в более спокойных местах, часто коллапсируют, чтобы сформировать новые звезды. Но глобулы Теккерея, «размазанные» в пространстве мощным ультрафиолетовым излучением горячих молодых звезд, вероятно, будут уничтожены прежде, чем сожмутся для образования новых светил.

Изучать глобулы Бока, непрозрачные для видимого света, нелегко. Для этого требуются наблюдения в инфракрасном или в субмиллиметровом диапазоне. Подобные исследования глобул Теккерея подтвердили: в настоящее время процесс звездообразования в них не идет.

По сообщению ESO