Клоны: Человеческие клетки

Человеческие эмбриональные стволовые клетки были получены путем клонирования.
Клоны: Человеческие клетки

Еще 15 лет назад технологии создания человеческих тканей путем клонирования клеток прочили великое будущее: такие ткани, генетически совместимые с организмом пациента, могли бы помочь справиться со многими недугами, включая диабет и болезнь Паркинсона. Но в последующие годы методика была окутана этическими разногласиями, дискредитирована шарлатанами и, наконец, оставлена в тени конкурирующими технологиями.

Но доктор Шухрат Миталипов, специалист в области репродуктивной биологии из Орегонского университета здоровья и науки (Oregon Health & Science University), не опустил руки: согласно публикации, появившейся на этой неделе в Cell, ему удалось создать индивидуальные линии эмбриональных стволовых клеток человека путем клонирования. Миталипов и его команда стремятся доказать, что капризный метод клонирования стоит затраченных на него усилий.

Терапевтическое клонирование (пересадка ядер соматических клеток) начинается с процедуры, использованной при клонировании знаменитой овечки Долли. Донорские клетки, взятые из тканей организма, сливаются с неоплодотворенной яйцеклеткой, из которой удалено ядро. Яйцеклетка «перепрограммирует» ДНК донорской клетки в эмбриональное состояние и делится, пока не достигнет состояния бластоцисты. Затем клетки собираются и культивируются, чтобы получить стабильные клеточные линии, которые могут превратиться практически в любой тип клеток, генетически совместимых с тканями донора.

Провести подобные манипуляции с человеческими клетками до сих пор никому не удавалось. Опубликованные в 2004 и 2005 годах результаты «успешных» экспериментов южнокорейских ученых оказались сфабрикованными. Дитер Эгли (Dieter Egli), специалист в области репродуктивной биологии из Нью-Йоркского фонда стволовых клеток, смог получить человеческие клетки подобным методом, но без удаления ядра исходной яйцеклетки — это значит, что у результирующих клеток будет аномальное количество хромосом и их применение весьма ограничено.

В 2007 году Миталипов выполнил клонирование клеток обезьян. Когда ему задают вопрос, почему на повторение эксперимента с клетками человека потребовалось целых шесть лет, он отвечает, что большая часть этого времени ушла на штудирование нормативных документов, ограничивающих опыты над человеческими эмбриональными клетками в США. Сами эксперименты заняли всего несколько месяцев.

Исследователи использовали инактивированный вирус Сендай, вызывающий слияние клеток, чтобы объединить яйцеклетку и донорскую клетку, и электрический стимул для активации развития эмбриона. После нескольких неудачных попыток, в результате которых развивались бластоцисты, но не стабильные клеточные линии, ученые использовали кофеин для предотвращения преждевременной активации яйцеклетки. Ни один из этих приемов не является принципиально новым, но ученым пришлось провести эксперименты более чем с 1000 обезьяньих яйцеклеток, чтобы найти оптимальные условия.

Исследователи провели ряд тестов, чтобы показать, что полученные клеточные линии могут дифференцироваться в различные типы клеток, включая клетки сердца, способные к спонтанному сокращению:

Сейчас большинство ученых обратилось к другому методу получения специфичных для пациента разнообразных типов клеток: «перепрограммированию» зрелых клеток в эмбриональное состояние для получения индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Эта методика, предложенная в 2006 году, не предполагает уничтожения эмбрионов и не провоцирует «клон-истерию» среди обеспокоенных обывателей, но возможно, что плюрипотентные клетки «перепрограммируются» не полностью и уступают «клонированным» по ряду показателей. Миталипов и его команда сейчас заняты сравнением «клонированных» и «перепрограммированных» клеток, и многие их коллеги с нетерпением ожидают результатов.