Herschel рассмотрел, чем питается Стрелец А*: В меню черной дыры в центре Млечного пути – раскаленный газ.

Космическая обсерватория Herschel Европейского космического агентства обнаружила удивительно горячий газ, окружающий черную дыру, расположенную в центре Галактики. Этот газ вращается вокруг дыры и, возможно, падает на нее.

Сверхмассивная чёрная дыра в центре нашей Галактики, которую часто именуют Стрелец А* (по названию находящегося вблизи с ней радиоисточника), имеет массу около четырех миллионов масс Солнца. Расстояние от нее до Солнечной системы — около 26 000 световых лет — в сотни раз меньше расстояний до ближайших активных черных дыр в центрах других галактик, поэтому Стрелец А* является уникальной «научной лабораторией» для исследования таких объектов.

В плоскости галактики распределено гигантское количество пыли, делающей невозможным наблюдение центральной части Млечного пути в свете видимого диапазона. Но Herschel смог разглядеть ее сквозь пыль в дальнем инфракрасном диапазоне. Ученым впервые удалось исследовать область в пределах одного светового года от центра Галактики и отличить излучение, идущее от центрального объекта, от излучения окружающего его молекулярного газа.

Главным сюрпризом оказалось то, что молекулярный газ — очень горячий. Он разогрет до температур, достигающих 1000ºC, в то время как обычные межзвездные облака имеют температуру на несколько десятых долей градуса выше абсолютного нуля (-273ºC).

Частично такой разогрев может быть обусловлен жестким ультрафиолетовым излучением группы массивных звезд, находящихся вблизи галактического центра, но одного этого фактора недостаточно для объяснения таких высоких температур. Дополнительный нагрев, по мнению ученых, может быть вызван ударными волнами намагниченного газа, порождаемыми столкновениями газовых облаков и высокоскоростными потоками вещества, испускаемого звездами и протозвездами.

«Результаты наблюдений позволяют предположить, что потоки горячего газа ускоренно движутся в направлении Стрельца А*. Вполне возможно, что черная дыра в центре нашей галактики готовит себе обед прямо на глазах Herschel», — заявил исследователь из Испанского астробиологического центра Хавьер Гойкоэчеа (Javier Goicoechea) — руководитель группы, опубликовавшей отчет по наблюдениям космической обсерватории.

По сообщению ESA