«Заразные» отклонения

Здоровые люди во время игры с партнёрами с психическими расстройствами начинали перенимать их непредсказуемую модель поведения.
«Заразные» отклонения

Группа нейробиологов из Медицинского института Карилиона при Университете штата Вирджиния (Virginia Tech Carilion Research Institute) провела любопытный эксперимент, связанный с социальными видеоиграми, показавший, насколько сильно люди с пограничным расстройством личности могут влиять на поведение психически здоровых людей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

ПРЛ — расстройство личности, характеризующееся импульсивностью, низким самоконтролем, эмоциональной неустойчивостью, нестабильной связью с реальностью, высокой тревожностью и сильным уровнем десоциализации. Импульсивность больных проявляется во всём, включая игры.

Медики из Института Карилиона предложили 390 участникам эксперимента попарно сыграть в онлайновую финансово-стратегическую игру, в которой один партнёр выступал в качестве инвестора, другой — в качестве получателя инвестиций и доверительного собственника.

Успешная игра требовала от каждого партнёра, помимо навыков совместных действий, ещё определённой доли стратегического мышления. Здоровые игроки были условно разделены на три категории: тех, кто играл поверхностно и наобум, тех, кто пытались сформировать у себя образ (точнее, модель поведения) своего партнёра и действовать в соответствии с ним, и тех, кто формировали у себя в голове образ партнёра, а также пытались представить, как их партнёры воспринимают их самих. Наибольшего успеха добивались именно последние.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако когда здоровый участник игры оказывался в паре с человеком, страдающим от пограничного расстройства, первый очень скоро отказывался от каких-либо попыток сформировать у себя модель поведения второго и, соответственно, степень продуманности его игрового поведения резко снижалась.

По словам руководителя исследований Реда Монтагью, люди с пограничным расстройством характеризуются нестабильностью отношений с окружающими, и даже во время игры они склонны к тому, чтобы вносить разлад в устанавливающиеся партнёрские взаимоотношения. «Здоровые люди начинали перенимать такое непредсказуемое поведение, часто даже не осознавая этого», — говорит Монтагью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Функциональная магнитно-резонансная томография мозга (которой подвергались все участники эксперимента) показала, что у каждой категории игроков отчётливо проявлялась взаимосвязь между активностью мозга и уровнями стратегического мышления. В ходе эксперимента исследователи пользовались разработанной Монтагью методикой «гиперсканирования», при которой можно одновременно наблюдать мозговую активность людей, общающихся между собой (в том числе на больших расстояниях).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По мнению Монтагью, его работа представляет собой значительный вклад в область «вычислительной психиатрии», в которой расстройства мозга пытаются исследовать при помощи вычислительных технологий и математики.

«Мы всегда составляем себе представление о другом человеке, и довольно значительная часть тканей мозга предназначена для анализа наших взаимоотношений с другими людьми, — говорит Монтагью. — С нашего исследования начнётся новое направление по превращению нервных сигналов в числа... И когда наберётся достаточный объём данных — статистика по тысячам людей, — мы достигнем нового понимания психопатологий; в частности, поймём, какие структуры и области мозга оказываются задействованы, и как повреждения, врождённые расстройства и генетические пороки могут поспособствовать развитию психических заболеваний».

В свою очередь, по мнению исследователя, вычислительные инструменты позволят психиатрам добиться более высокой точности диагностики и усовершенствовать методы лечения.