Математическая модель позволяет объяснить предельную поляризацию общества в эпоху интернета.

Интернет не приводит к консенсусу

Исследователи Стэнфордского университета предложили новую математическую модель, которая может объяснить поляризацию мнений в обществе — в данном случае, американском, хотя подобные процессы характерны для любых других.

Один из авторов исследования, профессор Ашиш Гоэль, заявил: «Мы верим, что поляризация — в меньшей степени отражение состояния нашего общества, нежели следствие сегодняшнего процесса формирования мнения у людей».

Превалирующая социологическая теория предполагает, что подобное сходится с подобным: люди со сходными мнениями собираются вместе, и общие воззрения этих групп всё дальше отходят от центра. Согласно этой же теории, благодаря интернету в целом и социальным медиа в частности, мнения и поляризуются: дескать, каждый из нас выбирает те источники информации, общая направленность которых соответствует нашим собственным взглядам.

Однако когда дело доходит до попыток смоделировать этот процесс на уровне алгоритмов, результаты получаются отрицательными. Большинство математических моделей базируются на модели Де Гроота, по которой мнения людей формируются таким образом, чтобы минимизировать различия в группе, к которой они принадлежат (речь идёт, в первую очередь, о друзьях и родственниках). Тем самым мнение одного человека по тем или иным вопросам постепенно становится примерно таким же, какое исповедуют его ближние.

Однако, если следовать этой же логике, общество в целом должно прийти к тотальному согласию. А фактически наблюдается противоположный процесс: мнения в американском обществе становятся всё более поляризированными.

Исследователи из Стэнфорда решили попробовать исходить из другого принципа, известного под названием «пристрастная ассимиляция» (biased assimilation). Этот принцип предполагает, что люди легко принимают свидетельства, совпадающие с их воззрениями, и отвергают те, которые не совпадают. Нейтральные или неоднозначные явления они также воспринимают через фильтр своих взглядов и в соответствии с ними и интерпретируют. Никакого сближения мнений в таком случае не происходит.

Вооружившись этой моделью, исследователи обнаружили довольно любопытную особенность: например, все системы рекомендаций (чего бы то ни было) в интернете работают не столько на формирование сообществ, сколько опять же на поляризацию, то есть на создание каких-то изолированных «клубов по интересам», антагонистичных по отношению к другим.

По материалам Stanford School of Engineering