Если взаимоотношения между мужчинами и женщинами кажутся вам весьма запутанными, представьте, каково приходится тетрахименам — у этого вида не два, а семь различных полов. Ученые выяснили, каким образом перетасовка генов влияет на «выбор» из всего этого многообразия. Оказалось, что пол будущего одноклеточного целиком определяет случай.

Tetrahymena thermophila T. thermophila — модельный организм в экспериментальной биологии
Tetrahymena Две спаривающиеся клетки. Изображение получено с помощью сканирующего электронного микроскопа.

Каждая из тетрахимен, на протяжении долгого времени служащих модельными организмами, наделена не одним, а двумя клеточными ядрами — половым и соматическим. И если первое служит хранилищем генетической информации, то последнее — местом активной транскрипции генетических последовательностей.

Ученые выяснили, что в половом ядре присутствуют похожим образом организованные, но незавершенные пары генов, каждая из которых соответствует одному из возможных полов. В новом соматическом ядре, формирующемся во время спаривания, образуется одна завершенная пара генов, а пять других отбрасывались за ненадобностью (тетрахимены, использованные в исследовании, были шестиполыми в отличие от большинства своих собратьев — такова особенность конкретной клеточной линии). Исследователи утверждают, что этот процесс идет по воле случая и пол потомства не зависит от пола родителей.

В геноме тетрахимен примерно столько же генов, как и в человеческом, причем многие из них схожи по биологическим функциям. Именно это делает тетрахимен ценным модельным организмом.

По сообщению PhysOrg