Петля упреждения

Мозг кокаиновых наркоманов производит два взаимозависимых белка; блокировка выработки одного прерывает выработку и другого, в результате исчезает и зависимость от наркотика.
Петля упреждения

Нейробиолог из Университета штата Мичиган А. Робисон и его коллеги выявили любопытный молекулярный процесс, возникающий у кокаиновых наркоманов в мозге, а конкретнее — в прилежащем ядре (Nucleus Accumbens), центре удовольствия, который реагирует на такие стимулы, как пища, секс и наркотики.

Как выяснилось, кокаин понуждает прилежащее ядро вырабатывать повышенное количество двух белков, один из которых ассоциируется с зависимостью, а другой — с обучаемостью. Эти два белка находятся в некоторой взаимосвязи: каждый из них способствует росту производства и стабильности другого внутри клеток. По словам Робинсона, формируется эффект «петли упреждения».

В ходе экспериментов на грызунах выяснилось, что повышенное производство белка, связанного с зависимостью, заставляет животных вести себя так же, как будто им добавили в пищу кокаин, даже если на самом деле ничего подобного не происходило. В то же время блокирование белка, связанного с обучением, блокировало и воздействие кокаина — «петля упреждения» размыкалась.

«На каждом уровне, который мы исследовали, прерывание этой петли останавливало процесс, который, по-видимому, формируется при длительном приёме наркотиков», — пишет Робисон в своей работе, подчёркивая, что следы аналогичных молекулярных процессов наблюдались в мозге кокаинозависимых людей.

«Этот процесс можно остановить с использованием генной медицины — именно так мы поступили с мышами. Многие исследователи полагают, что в этом и заключается будущее медицины в целом», — говорит Робинсон.