Вирусы могут обладать адаптивной иммунной системой.
Редакция ПМ
Защита убийцы
Холерный вибрион

В журнале Nature опубликована работа, в которой сообщается, что у некоторых вирусов-бактериофагов обнаружена «собственная» иммунная система, которую вирус использует в качестве оружия нападения.

Вирусом именуется субклеточный инфекционный агент, который может воспроизводиться только внутри живых клеток организма. Вирусные частицы (называемые вирионами) состоят из двух или трёх частей: генетического материала в виде молекул ДНК или РНК, несущих генетическую информацию; белковой оболочки (капсида), защищающей эти молекулы; в некоторых случаях присутствует дополнительный липидный слой, покрывающий белковую оболочку, когда вирус находится вне клетки. То есть, в принципе, вирусы сами по себе достаточно примитивны, и обнаружение у них такого сложного приспособления, как иммунная система, стало большой неожиданностью.

Как установили микробиологи Медицинского института им. Говарда Хьюза и Медицинской школы при Университете Тафтса, вирус-бактериофаг, поражающий холерные вибрионы, обладает адаптивной иммунной системой CRISPR/Cas, которую он использует для того, чтобы преодолевать защитные механизмы самой бактерии.

Откуда у вируса появилась CRISPR/Cas, остаётся большой загадкой: холерные вибрионы обладают собственными защитными механизмами от бактериофагов, однако они не имеют отношения к упомянутой иммунной системе.

В ходе исследований холерные бактерии заражали разновидностью вируса, у которого его иммунная система была деактивирована. В результате бактерии без труда управлялись с противником. Если же вирус обладал CRISPR/Cas, то победителем в схватке становился он.

Медики уже в течение некоторого времени рассматривают использование бактериофагов как перспективный способ борьбы с опасными бактериальными инфекциями. Учёные, исследовавшие холерные бактериофаги, теперь стремятся понять, каким именно образом иммунная система этих вирусов отключает защитные механизмы холерной бактерии.

По материалам Tufts University