Транспортное сообщение сделало почти бесполезными прежние модели прогнозирования эпидемий.
Не чихайте в самолёте
Транспорт стал главным вектором распространения заболеваний.

На съезде Американской ассоциации по продвижению науки в Бостоне в минувшую субботу был представлен доклад под названием «Предсказуемы ли пандемии?». Его автор — Дирк Брокманн из Северо-Западного университета (Чикаго, штат Иллинойс) — предложил новую вычислительную модель прогнозирования массового распространения заболеваний на основе информации о транспортном сообщении между городами и населёнными пунктами всего мира.

Расчёты в прежних моделях распространения возможных пандемий базировались на географических расстояниях между отдельными городами. Сегодня такая модель уже не эффективна, указывает Брокманн. Например, ежедневное количество пассажиров на авиалиниях между Лондоном и Нью-Йорком достигает 10 тысяч человек. Это гораздо больше, чем между Нью-Йорком и городом Милуоки, который намного ближе, казалось бы, к Нью-Йорку, чем Лондон.

В свою очередь, крупные города с развитой транспортной инфраструктурой сами становятся потенциальными эпицентрами для массированного распространения заболеваний. В них болезни будут распространяться стремительно просто в силу того, что огромное количество людей ежедневно пользуется общественным транспортом.

Используя официальные данные о транспортных коммуникациях и теорию сетей, Брокманн разработал модель, которая обеспечивает точное прогнозирование путей и времени распространения заболеваний в зависимости от месторасположения первичного очага. Модель позволяет также локализовать такой очаг, используя лишь данные о том, где и в каких количествах наблюдались случаи заражения.

По материалам Northwestern University