Балканский маршрут

Обнаруженные в сербской пещере ископаемые останки вынуждают палеоархеологов пересмотреть некоторые свои представления об эволюции гоминидов.
Балканский маршрут

Обнаруженный в пещере на территории Сербии обломок челюстной кости древнего гоминида, возможно, заставит палеоантропологов значительным образом скорректировать свои представления об эволюции древних предков современного человека.

Обломок был обнаружен ещё в 2006 году. Изучив его, исследователи пришли к выводу, что этим останкам больше 130 тысяч лет. Но насколько больше? Как оказалось, минимум втрое.

Исследователям пришлось прибегнуть сразу к трём методам оценки возраста ископаемых — по электронному парамагнитному резонансу, инфракрасной люминесценции и анализу изотопов урана, — чтобы установить: фрагменту челюсти самое меньшее 397 тысяч лет. И он вполне может быть старше 525 тысяч лет. Таким образом, это старейшие ископаемые останки, обнаруженные на территории Восточной Европы.

Изучавшие фрагмент кости учёные отмечают, у неё намного больше общего с окаменелостями из Африки и Азии, датированными той же эпохой — началом среднего Плейстоцена, нежели с останками, найденными на территории Западной Европы.

По словам Мирьяны Роксандич, палеоархеолога из Университета Виннипега, примерно в это время у гоминидов, обитавших на территории современной Западной Европы начали появляться первые черты, характерные для неандертальцев. Ничего подобного у откопанного в Сербии фрагмента не наблюдается.

«Люди на юго-востоке Европы никогда не были отрезаны ледниками от Азии и Африки, а соответственно, на популяции первобытных людей, обитавших там, воздействовали совершенно другие эволюционные силы», — говорит Роксандич.

Уже высказываются предположения, что именно через юго-восток Европы и, в частности, Балканы пролегали маршруты древних гоминидов, мигрировавших в начале среднего плейстоцена из Азии и Африки на Европейский континент. Это предположение смогут подтвердить только дальнейшие раскопки в данном регионе.