Дело о разрушенном астероиде

Международная группа астрономов смоделировала историю астероида Веста.
Дело о разрушенном астероиде

С помощью компьютерного моделирования группе астрономов из научных организаций Швейцарии, Франции и США удалось восстановить драматичную историю астероида Веста.

Веста — один из крупнейших объектов, находящихся в поясе астероидов между орбитами Марса и Юпитера. Уже довольно давно известно, что этот астероид представляет собой, по сути, «протопланету», обладающую всеми признаками таковой — ядром, мантией и чётко выраженной корой.

Однако Веста имеет приплюснутую форму: вследствие столкновений с другими крупными объектами часть астероида была в буквальном смысле разрушена. Часть потерянного Вестой вещества попала на Землю в виде метеоритов HED (состоящих в основном из минералов говардита, эвкрита и диогенита). Эти метеориты стали источником большого объёма информации о составе астероида.

В 2010 году зонд NASA Dawn обнаружил на поверхности астероида сразу два крупных кратера. Это указывало на то, что Веста пережила не одно, а два исключительно деструктивных столкновения.

При проведении компьютерного моделирования исследователи исходили из того, что изначально Веста имела шарообразную форму. В процессе виртуальная Веста подверглась двум столкновениям, первое из которых имитировало катастрофу, случившуюся 2 млрд лет назад, другое — столкновение с другим объектом, произошедшее 1 млрд лет назад.

В результате удалось получить модель, чрезвычайно напоминавшую современный внешний облик Весты, вплоть до спиральной структуры во втором кратере (она возникла вследствие вращения астероида, с которым столкнулась Веста миллиард лет назад).

Исследователи, однако, столкнулись с неожиданной аномалией. Прежние исследования показали, что Веста должна иметь кору толщиной примерно в 40 км.

Компьютерное моделирование, однако, показало, что для возникновения кратеров такого размера, какой наблюдал зонд Dawn, астероиды, столкнувшиеся с Вестой, должны были быть достаточно велики, чтобы, во-первых, значительная часть вещества коры из южного полушария была выброшена на поверхность северного полушария Весты, а во-вторых, чтобы пробить кору бывшей протопланеты, оставив в ней «открытую рану». Однако зонд Dawn не обнаружил в кратерах присутствия вещества из её мантии (в частности, минерала оливина).

Это заставило учёных задаться вопросом относительно точности построенной ими модели Весты и оценок толщины её коры.

По материалам Nature