Квантовая нереальность: Что есть истина?

Опрос, проведенный среди экспертов по квантовой физике, показал, что они до сих пор не имеют единого мнения ни о природе реальности, ни о реальности природы.
Теги:
Квантовая нереальность: Что есть истина?

При всей своей запутанности и «абсурдности» принципы квантовой механики лежат в основе огромного числа реально работающих устройств и технологий — лазеров и сверхпроводников, криптографических и электронных систем. При всей своей невероятности они подтверждаются экспериментально с поразительной точностью.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в основе своей квантовая механика — это новое представление о «истинной природе реальности», в корне отличное от всего, что представляется нам на основе нашего обыденного опыта. В этом согласны все, кто разбирается в квантовой механике. Но на этом всякая реальность заканчивается — и заканчивается всякое согласие. Интересное исследование, проведенное под руководством крупного австрийского физика Антона Зейлингера (Anton Zeilinger), показало, что в этом вопросе между специалистами до сих пор нет единого мнения.

Ученые провели опрос среди 33 отобранных знатоков квантовой механики: физиков, математиков, философов — признанных авторитетных экспертов. Отвечая на 16 вопросов, они должны были тем самым показать свое отношение и свой взгляд на различные проблемы квантовой механики, на ее основания — а в итоге и на основания самого мироздания. К удивлению, ответы были даны на редкость разнобойно, и по многим вопросам мнения разделились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Например, отвечая на вопрос «Считаете ли вы, что физические объекты имеют определенные заданные свойства, существующие до и независимо от процесса их измерений», мнения разделились практически поровну: 48% ответило «нет», а 52% — «в некоторых случаях да». 3% ответило «да» однозначно и 9% не смогло дать определенный ответ (респонденты могли выбрать несколько ответов).

Вариантов ответов в некоторых случаях могло быть довольно много — например, выбор «предпочитаемой вами интерпретации квантовой механики» имел 12 версий. Самой популярной предсказуемо оказалась Копенгагенская (42%), заметно оторвавшаяся от основного конкурента — Многомировой (18%) версии. При этом 21% опрошенных признались, что меняли избранную интерпретацию как минимум несколько раз (а один заявил, что делает это несколько раз в день).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Весьма показателен и разброс ответов на вопрос «Когда будет создан действующий квантовый компьютер». 9% ответили — «в ближайшие 10 лет», 15% — «никогда». Более популярными оказались ответы «через 10−25 лет» (42%) и «через 25−50 лет» (30%).

Ясно, что ничего неясно: и сегодня, спустя почти столетие после появления квантовой механики по многим ее аспектам единого мнения не существует. Впрочем, за это время у квантовой механики появились и вполне доказанные преимущества: отличная предсказательная способность и несомненная польза на практике.

По публикации MIT Technology Review / Physics arXiv Blog