Апофис миновал: Открытия без катастрофы

Астероид Апофис, в свое время вызвавший некоторые опасения ученых и обывателей в связи с его возможным столкновением с Землей, пролетел мимо. За время сближения космическая обсерватория Herschel уточнила некоторые характеристики астероида. Он оказался значительно больше и «темнее», чем считалось ранее.
Апофис миновал: Открытия без катастрофы

Открытому в 2004 году Апофису первоначально приписывали 2,7% шансов столкнуться с Землей в 2029 году. Впоследствии эта вероятность была переоценена как нулевая, но астероид все равно представляет немалый интерес для ученых. Это космическое тело рекордно сблизилось с нашей планетой 9 января, а в 2029 году пройдет еще ближе — на расстоянии около 30 тысяч километров над поверхностью Земли (для сравнения — высота геостационарных орбит многих спутников — около 36 тысяч километров). По сравнению с этой величиной минувшее сближение не кажется таким уж тесным — Апофис прошел в 14,5 миллионах километров от Земли. Впрочем, обсерватория Herschel и с этого расстояния смогла подробно изучить Апофис на различных длинах волн в инфракрасном спектре, что совместно с оптическими наблюдениями позволило уточнить характеристики астероида.

Апофис оказался крупнее (325±15 метров в диаметре вместо предполагаемых 270±60). В пересчете на объем (и массу) это дает 70−75% «прироста». Также было уточнено альбедо астероида, которое составило 0,23 вместо 0,33 — Апофис оказался «темнее», отражая всего 23% попадающего на него света.

Эти и другие характеристики позволят лучше спрогнозировать орбиту астероида. На данный момент трудно предположить, каким образом на неё повлияет сближение с Землей в 2029 году, и параметры следующего сближения, «запланированного» на 2036 год, остаются трудно предсказуемыми.

Обновление 11.01.2013: Основываясь на данных, полученных в ходе минувшего сближения, и собранной ранее информации об астероиде Апофис, исследователи NASA исключили вероятность его столкновения с Землей и в 2036 году.